неділя, 2 січня 2022 р.

Первая Кавказская война Московии

 Первая Кавказская война Московии

 

Султан-Махмуд
  Первая попытка Москвы подчинить себе Кавказ с треском провалилась. Горечь поражения такова, что российские империалисты до сих пор не любят вспоминать эту страницу своей истории. Но народы Дагестана бережно хранят память о той славной поре и ее главном герое, которого кумыки называли Солтан Магьмут Чопанны уланы (Soltan Mahmut Çopan Oğlu), а московиты – Салтамамут или Султан-Мут.

Начало агрессии при Иване Грозном

  Во второй половине XVI столетия Московии удалось укрепить свои позиции и совершить рывок от второразрядной провинции Золотой Орды к претензии на лидерство в бывшем улусе Джучи. Умело пользуясь раздробленностью и противоречиями на постсордынском пространстве, Великий князь Московии Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханства, а также провозгласил себя царем, то есть верховным правителем всех земель Орды.
  Московское царство проводило очень агрессивную политику, пытаясь расширять влияние во всех направлениях. Дабы оправдать экспансию в Ливонию (Балтию), Иван IV называл себя потомком Октавиана Августа и Чингисхана – для утверждения претензий на Востоке. На самом деле он потомок двух полководцев, якобы сражавшихся на Куликовом поле – темника Мамая и князя Дмитрия Донского.
Царь Иван IV Грозный
  После падения Астраханского ханства Москва усилила натиск в южном направлении – на Кавказ. С этой целью царь Иван Грозный заключил брак с дочерью кабардинского князя Темрюка Идаровича – Гуэщэнэ, в российском варианте – Кученей, после крещения получившей имя Мария.
  Это позволило московскому царю ввести отряд «миротворцев» в земли тестя, с целью оказывать давление на его соседей: Тарковское шамхальство и Тюменское ханство.
  Далее события развивались по сценарию, который Москва использует по сию пору. В 1557 году в Астрахань прибыла делегация подданных князя Темрюка Идаровича, и била челом царю Московии о наказании Тарковского шамхальства. В следующем году князь Темрюк повторил просьбу о военном вторжении в земли шамхала.
  Тесть Ивана Грозного хотел укрепить позиции княжества в регионе. Московский царь руководствовался иными резонами. Шамхальством правили кумыки – тюркский народ, ориентировавшийся во внешней политике на тюркские государства: Османскую империю и Крымское ханство. Царь Иван всячески хотел избежать расширения влияния НАТО Блистательной Порты на север.
  Летом 1560 года военная экспедиция астраханского воеводы Ивана Черемисинова-Караулова отправилась покорять столицу кумыкского шамхальства – город Тарки. Внезапным ударом московиты захватили и разграбили город. После чего, опасаясь ответного удара, погрузили добычу на струги и вернулись восвояси.
  В 1566 году состоялся совместный поход князя Темрюка с царским воеводой против Тарковского шамхальства. Произошло сражение, в ходе которого погиб тарковский шамхал Будай I и его брат Сурхай. Поход не принес московитам новых территориальных приобретений, лишь немного ослабил власть шамхала в западных владениях.
  На этом закончился первый этап войны – Московия просто не располагала силами для продолжения натиска на Кавказ. Она уже и так увязла в нескольких войнах одновременно. Сначала на Востоке с черемисами (луговыми марийцами), затем на Западе с европейскими государствами в Ливонии, и в довершение возник конфликт с Девлетом I Гереем – ханом Крыма.

Боевые действия при царе Федоре Ивановиче

  После смерти Ивана Грозного его приемник – царь Федор Иванович продолжил экспансию на Кавказ, руководствуясь веским основанием – Москва тяготилась мирной жизнью. Ливонская война завершилась полным поражением Московии, конфликтовать с Крымским ханством опасно, сопротивление черемисов удалось сломить. Пришло время далее собирать земли Золотой Орды: завоевание Сибирского ханства доверили купцам Строгановым, на Кавказе под удар попало Тюменское ханство и Тарковское шамхальство.
Франко Дж. Прижизненный портрет царя Московии Федора Ивановича
  В 1588 году на реке Сунже московиты соорудили форпост для дальнейшего вторжения в земли кавказских государств – крепость Терки. Царизм перебрасывал на Кавказ войска, освободившиеся после подавление освободительного движения черемисов: луговых мари и удмуртов.
  До сего времени Московия ограничивалась дипломатическими играми, пытаясь урвать что-то себе от кавказского «пирога», пользуясь острыми противоречиями Османской империи и Ирана в регионе. В 1591 году в земли кумыков вторглись рати московитов под началом воеводы Засекина. Им удалось разорить город Эндирей, но на этом успехи и закончились. Кумыки вытеснили войско агрессора со своей земли.
  Отступив восвояси, московиты начали подготовку к новому походу. В 1594 году они оккупировали Тюменское ханство, до той поры находившееся в вассальной зависимости от Тарковского шамхальства. Следующей жертвой должно было стать государство кумыков.
  По приказу Бориса Годунова, князь Андрей Хворостинин начал подготовку к покорению Тарковского шамхальства. Ему удалось привлечь на свою сторону нескольких кабардинских и окоцких князьков. Одновременно, с южной стороны по шамхальству намеревалась нанести удар кахетинская армия во главе с царевичем Георгием, сыном царя Александра.
  В 1594 году воевода Хворостинин вторгся в земли Тарковского шамхальства. Первое столкновение произошло на переправе через реку Койсу. Шамхал Сурхай II не успел собрать войско, поэтому небольшие отряды кумыков и ногайцев не смогли остановить агрессора, и отступили к Таркам. Московиты начали возведение в районе переправы Койсинского острога, оставив для этой цели тысячу стрельцов.
  Основные силы московитов, 4 тысячи воинов, двинулись на Тарки. Город имел слабые укрепления, поэтому шамхал не стал защищать его, и отступил в горы. Московиты заняли Тарки, более не предпринимая активных действий, ожидая подход подкрепления: союзных войск кахетинского царя Александра и его свата, претендента на престол Тарковского шамхальства кабардино-балкарского князя Крым-Шамхала.
  Тем временем, кумыки не сидели, сложа руки. В крае вспыхнула партизанская война. Еще до начала боевых действий кумыкам удалось собрать и спрятать урожай. Московитам не удалось пополнить запасы продовольствия в захваченном городе.
  Шамхал Сурхай II оружия не сложил. Подобно скифам, он избегал крупных сражений, изматывая противника мелкими стычками. Кроме того, кумыки и их союзники перекрыли снабжение армии агрессора – в Тарки прорывались, в лучшем случае, изрядно потрепанные обозы тыловых служб.
  Настала осень, а обещанная от союзников помощь так и не пришла. Над захватчиками нависла угроза гибели – от голода и болезней войско стремительно теряло боеспособность. Князь Хворостинин принял решение отступить в Терки.
  Тайно, воспользовавшись темнотой ночи, московиты выскользнули из города. Ночная мгла оказалась ненадежным союзником – она помогла, как выйти без боя из города, так и сбиться с пути.
Московские стрельцы
  Пока московиты пытались сориентироваться на местности, кумыки заметили исчезновение неприятелей, и ринулись по их следам. Вскоре они настигли беглецов, и пошли в атаку по всему фронту. Московиты драпали, пытаясь отбиваться на ходу.
  К ночи московство добралось до Койсинского острога, где кумыкское войско прекратило преследование. Всю дорогу до реки Койсу устилали трупы захватчиков. Уцелела лишь ¼ войска московитов, то есть, потери составили три тысячи человек.
  Причиной поражения объявили Александра, царя Кахетии, который нарушил данные обязательства, и так и не начал боевых действий против Тарковского шамхальтсва.

Султан-Махмуд

  Поражение на некоторое время успокоило московитов. Но не кахетинского царя Александра. Он направил к новому царю Московии Борису Годунову посольство, с просьбой оказать военною помощь и защиту православному населению Кахетии.
  В это время в Тарковском шамхальстве произошли изменения. Еще в 80-е годы XVI века в стране началась борьба за власть между сыновьями шамхала Чопана I.
  Сын Чолпана и племянницы кабардинского узденя Хату Анзорова, Султан-Махмуд, или как его называли московиты – Султан-Мут, согласно адату, не имел права на престол из-за не очень знатного происхождения по материнской линии.
  Однако, дед Султан-Мута по материнской линии, компенсировал слабую знатность происхождение династическими браками своих детей – другая его дочь была женой крымского хана. Таким образом, Султан-Махмуд имел могущественного свояка, на помощь которого мог рассчитывать.
  Благодаря этому обстоятельству, но главным образом личным талантам, ему удалось стать правителем большого бейлика с центром в городе Эндирей.
  Современники описывают Султан-Махмуда как очень сильного, смелого и ловкого воина, искусного наездника, фехтовальщика и стрелка из лука. Кроме того, он отличался необычайным мусульманским благочестием и набожностью.
  Разрешив с братьями вопросы власти в шамхальстве, Султан-Махмуд занялся союзниками Московии, участвовавшими в походе Хворостинина. В 1595 году он ликвидировал правителя Окоцкой земли Ших-Мурзу Ишемирова, и подчинил себе его земли.
  Начало XVII века ознаменовалось двумя крупными событиями, оказавшими влияние на дальнейшую историю войны на Кавказе. В 1603 году вспыхнула очередная война между Османской империей и Ираном. Москва расценила это обстоятельство, как благоприятное для окончательного решения вопроса с государством кумыков.
  Второе важное событие – неурожай и большой голод на Московии, продолжавшийся с 1601 по 1603 годы. В царстве массово разорялись крепостные крестьяне, транспортное сообщение практически парализовали ватаги повстанцев, самым крупным из которых был отряд Хлопка.
Великий голод на Московии 1601 года. Гравюра 19 в.
  Но все это не смущало царские власти. Одной рукой царизм раздавал в Москве скудную хлебную милостыню голодающему простонародью, а другой выделил 300 тысяч рублей на завоевание Кавказа и снаряжение 12 тысячной армии. Таких средств хватило бы для полного преодоления последствий трехлетнего неурожая, но не это беспокоило царя-батюшку Бориса Федоровича, прозванного Годуновым.
  Он знал: новых крепостных и холопов бабы еще нарожают, а вот остановить процесс собирания исконно-посконных земель Золотой Орды останавливать нельзя.
  Возможно, кремлевский правитель рассчитывал заглушить недовольство населения новой победоносной войной. Как и его предшественник, царь Федор Иванович, царь Борис Федорович надеялся разгромить Дагестан вторжением с разных сторон двух царств – Московского и Кахетинского.
  В 1604 году Тарковский шамхал Сурхай II получил царский ультиматум с требованием абсолютной покорности. Гордый седовласый сын гор с негодованием отверг требование московитов.
Первая Кавказская война
  Осенью того же года в Тарковское шамхальство вторгалась царская армия под началом окольничего воеводы Ивана Бутурлина, астраханского воеводы Осипа Плещеева и воеводы Ивана Полеева. Шамхал Сурхай II, учитывая неравенство сил, избегал открытого сражения, пытаясь измотать противника мелкими стычками. Не встретив серьезного сопротивления, московскому войску удалось захватить все побережье шамхальства и овладеть городом Тарки.
  Учитывая сложившуюся обстановку, Сурхай II отрекся от шамхальского престола в пользу аварского хана Адиль-Герея, и передал командование над войсками Султан-Махмуду. Новые лидеры освободительного движения объединили усилия, и начали искать союзников для отражения московской агрессии.
  Вскоре под знаменем Султан-Махмуда собрались воины практически всех народов Дагестана, общим числом до 20 тысяч бойцов.
  В это время, для войска Бутурлина началось повторение истории приключившейся с рейдом Хворостинина: московиты оказались на чужой земле без достаточных запасов провианта. Еще до прихода завоевателей кумыки успели собрать и укрыть урожай.
  Московиты, пытаясь добыть пищу, начали грабежи и насилие над мирным населением. С провиантом это не помогло, а вот усилению партизанской борьбы поспособствовало. Война с захватчиками стала всенародной.
  В это время новый шамхал обратился за помощью к султану османов. Султан Ахмед I повелел правителям близлежащих к шамхальству земель изгнать московитов из Дагестана. А вот царь Кахетии, вновь не смог прийти Московии на помощь.
  Войскам Султан-Махмуда удалось блокировать армию агрессора в Тарках. С приходом весны положение московитов стало критическим. Пытаясь растянуть запасы пищи на более длительный срок, Бутурлин отпустил домой союзные силы казаков и ногайцев, оставив в Тарках лишь стрельцов.
  Весной 1605 года серьезно изменилось положение в самом Московском царстве. Разоренная трехлетним голодом страна восстала. Повстанцев возглавил поддержанный казаками царевич Дмитрий Иванович. Царь Борис для защиты трона начал стягивать все имеющиеся в его распоряжении силы к Москве.
  Получив государев приказ, воевода Долгоруков с гарнизоном оставил Койсинский острог. Бутурлин начал переговоры с горцами о выводе своих войск.
  Шамхал Адиль-Герей и Султан-Махмуд дали разрешение на беспрепятственный отход неприятеля, в качестве гарантии предоставив сына шамхала в заложники.
  Московиты устремились к Койсинскому острогу, а дагестанцы начали праздновать свадьбу дочери Адиль-Герея и газикумухского шамхала. Но большинству воинов было не до веселья – их переполняла боль и гнев за все преступления совершенные московитами в землях кумыков.
  На пиру все громче раздавались голоса требовавшие мести врагу. Однако, шамхала связывала клятва, данная Бутурлину. За советом обратились к ученому богослову. Улем тщательно взвесил все обстоятельства дела и освободил Адиль-Герея от клятвы.
  Джигиты радостно бросились вдогонку за отступавшим врагом. Они настигли стрельцов Бутурлина в долине Кармана, неподалеку от озера Шура-Озень. В тех же местах, несколькими годами ранее, заблудилась рать Хворостинина.
Карманская битва в апреле 1605 года
  Дагестанцы застали неприятеля на привале, и с ходу ринулись в бой. После многочасового боя вырваться удалось лишь небольшому конному отряду князя Владимира Масальского.
  В ходе сражения погибло 7 тысяч московитов, включая почти всех командиров. На Северном Кавказе не осталось сколь-нибудь значительных московских отрядов. Армия Султан-Махмуда могла захватить Терки, и уничтожить последний форпост Московии в крае, но...
  Но в это время иранские войска захватили Ширван. Дагестан оказался под угрозой вторжения нового неприятеля. Поэтому, все усилия шамхал направил на устранение иранской угрозы. Вопрос удалось решить мирным, дипломатическим путем.
Герой Первой Кавказской войны Султан-Махмуд
  В результате разгрома рати Бутурлина, Эндирей – государство Султан-Махмуда, стало одним из сильнейших на Северном Кавказе. Это положение княжество удерживало до 1722 года, пока его столицу не разорила армия Петра I.
  В 1635 году кумыкская знать предложила Султан-Махмуду стать шамхалом, но достигший почтенного возраста правитель отказался от титула в пользу сына Айденмира.
  Победа армии Султана-Махмуда в Караманской битве остановила натиск Москвы на Кавказ на целые 118 лет. Память о доблестном воине Султан-Махмуде живет в Дагестане, его имя пользуется заслуженным уважением.
  А вот в имперской историографии великого кавказского полководца вспоминают неохотно. По вполне понятным причинам.
Самым большим и охраняемым секретом Росии является ее реальная история
Использованная литература
  1. Аджаматов Б. История первой Кавказской войны. Султан-Мут Великий .: «Издательские решения», 2020
  2. Идрисов Ю.М. Борьба Тарковского государства за независимость в XVI-XVII в.// Вести КНКО. Махачкала, 2008. Вып. 12-14.



Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

4 коментарі:

  1. "...на самом деле, был потомком двух полководцев сражавшихся на Куликовом поле – темника Мамая и князя Дмитрия Донского." (с) :) - а нічого, що обидва палковводці - "мальчік і мальчік"? Тому в них, як у відомих зайчика і білочки, "потомков" бути не могло апріорі...

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Нащадок це ж не обов'язково син. Іван приходився їм праправнуком. Глинські, рід матері Івана Грозного, - прямі нащадки Мамая. З батьком трохи складніше: офіційно це князь Василій, з роду Донського, але не виключено, що справжнім батьком Івана був Іван Овчина Телепньов-Оболенський. Рід Оболенських стверджував, що вони нащадки Рюрика. Іван Овчина вважався Рюриковичем у 19 коліні.

      Видалити
    2. В 2021 году был переведен и напечатан «Умдет ахбар» автор, потомок Мамая, и становится ясным что ни один сын не ушел куда то в Литву!
      «Абдул-Афар Кырыми (историк Крымского ханства XVIII века), например, вообще называет Золотую Орду „Татарстаном“, Великим Татарстанским государством»,
      Так вот, согласно этой исторической генеалогии, ни один из потомков Мамая никуда не уходили, они остались среди Татар. В крови Ивана Грозного никакой татарской крови не течет! Вот так миф рассыпался! Как и ложь про то что Годунов "полутатарин", и про Суворова, и мн. другие чисто идеологические мифы-сказки, которых сочинили сотни для переформатизации сознания Татар в «русское»...
      Вы, повторяя эти эти мифы служите кремлю, если нет исправьте.
      появляется еще один вопрос, допустим если у этого Грязного был кровь татарская, то он еще более худший? и значит чисто татары-Ордынцы еще более худшие? но ведь украинцы часто этим пользуются как и те самые руские рашисты.

      Видалити
    3. Согласно летописям сын Мамая Мансур-Кият, после 1380 года осел в Заднепровье, где основал Глинск (ныне село Глинск Роменского р-на, Сумской обл.), Полтаву и Глинницу (ныне с. Глинское Зиньковского р-на, Полтавской обл. ). Наследником этих владений стал его сын Лекса (Александр), принявший христианство, и вместе со своим сыном Иваном начал служить великому князю литовскому Витовту. Первый, надежно зафиксированный источниками (упоминается в 1398 г.) представитель рода Глинских – правнук Мамая Иван Александрович Глинский.
      По-вашему, князья Глинские, род матери Ивана Грозного, знали о своем происхождении в XV веке хуже, чем Абдул-Афар Кырымы в середине XVIII?
      Наличие предков любой национальности не содержит ничего предосудительного. Касательно Грозного – это просто факты, подтверждающие происхождение государственности Московии от Золотой Орды, а не Древней Руси-Украины.

      Видалити