«Саамский заговор» чекистов, как составляющая ассимиляции саамов
![]() |
Саамы Кольского полуострова, 1871 г. |
В результате атаки сталинизма на порабощенные Москвой этнические меньшинства, в 1930 годы не менее четверти миллиона человек приговорили к «высшей мере социальной защиты» – расстрелу.
Под каток государственного террора попали не только саамы, но и группа ученых исследовавших культуру этого народа. Их обвинили в создании контрреволюционной террористической организации, якобы ставившей целью свержение власти диктатора пролетариата Сталина, и присоединение земель саамов к Финляндии.
Саамы – краткие сведения
Саамы – коренной народ земли Сапми (Sápmi, Sábme, Saepmie, Säämi, Sääʹmjânnam, Са̄мь е̄ммьне – в зависимости от диалекта саамского языка), более известной под норвежским названием Лапландия. Так именуют, в честь давнего названия саамов – лапландцы (лопари), край, расположенный на севере Фенноскандии: в северной части Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. Предки саамов пришли в тундру Фенноскандии с востока, во времена раннего неолита, возможно почти сразу по окончанию Ледникового периода (около 10 тысяч лет назад).![]() |
Саамские языки. 1. Южные; 2. Уме; 3. Пейте; 4. Луле; 5. Северные; 6. Скольты; 7. Инари; 8. Килдинские; 9. Тер. Темным цветом обозначены районы с официальным статусом саамского языка. |
Хотя все соседние народы пытались навязать саамам христианскую веру и свои ценности, но суровые условия тундры долгое время надежно защищала самобытную культуру и традиционный уклад жизни. Следом за миссионерами шли сборщики податей, совместная деятельность которых навязывала саамам новые порядки. Но, благодаря жестким условиям полярного края, пришлые народы не могли предложить коренному населению Лапландии более эффективные и рациональные методы хозяйствования, а значит, ядро традиционной жизни и быта саамов оставалось в основном неизменными.
Саамы жили сийтами – территориальными общинами, объединявших 100 – 150 человек, имевшими в коллективной собственности земли зимовья, охотничьи и рыболовецкие угодья, а также пастбища для оленей. Люди, принадлежавшие к одному сийту, в зимнее время вместе охотились и ухаживали за оленями, а летом расходились на индивидуальный промысел, в границах четко оговоренной территории.
![]() |
Саамские рыбаки. Норвегия, около 1930 г. |
Иное дело в империи «русских». Там испокон веков, как сказал Тарас Шевченко:
«Од молдованина до фіна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує!».
Под раздачу российского империалистического благоденствия попали и фигуранты сфабрикованного чекистами «Саамского заговора», якобы направленного лично против Сталина – лучшего друга и вождя народов всех веков и шести материков, узурпировавшего власть в Российской империи.Василий Кондратьевич Алымов
В 1922 году на Кольский полуостров прибыл Василий Кондратьевич Алымов – партийный лектор, до большевистского переворота занимавшийся строительством железных дорог. Суровый край приглянулся партработнику, и он решил остаться здесь надолго. Не смотря на отсутствие профильного образования, Алымов переквалифицировался из партийного пропагандиста в следователя при Совете народных судей.После массового красного террора против царских чиновников и интеллигенции, не сочувствовавших идеям ленинизма, узурпировавший власть в империи коммунистический режим остро нуждался не то что профессионалах своего дела, но даже в грамотных людях, способных хоть как-то их заменить.
Стоит ли удивляться, что занимавшийся постоянным разносторонним самообразованием Василий Алымов, легко менял профессиональную деятельность, и любое совковое учреждение с готовностью принимала его в свои ряды. Он довольно скоро оставил работу следователя, ради должности в губернском статистическом бюро, откуда перешел в плановую комиссию губернии.
![]() |
Василий Алымов с сыном |
Он регулярно посещал саамские сийты, общался с местными жителями, в результате чего добыл информацию об особенностях жизни и быта саамов, их истории, мифах, эпосе. Полученная информация, вкупе с размышлениями исследователя о происхождении народа и формировании его культуры, опубликована в 130 статьях, появлявшихся на страницах мурманской периодики в течение 15 лет.
Алымов собрал огромный словарный материал, и подметил протосаамские слова, имевшиеся в других европейских языках. Хотя саамы Норвегии обзавелись для нужд своего языка латинским алфавитом еще XIX веке, любой правивший на России режим не допускал его распространения на подвластной территории.
![]() |
Саамский алфавит. Букварь 1933 г. |
Его усилиями создавались периодические издания для коренного населения, преодолевалась неграмотность. Алымов успевал помогать как отдельным саамам, так и группам людей в разрешении проблем, хлопотал по этим вопросам перед колониальной администрацией. Активная просветительская и общественная деятельность создали Василию Кондратьевичу столь внушительный авторитет, что в 1928 году он возглавил ведомство по делам северных народов — Комитет Севера.
В 1926 году Алымов принял деятельное участие в организации Мурманского краеведческого музея, который возглавил лишь в 1937 году. Но уже 27 февраля 1938 года, вместе с женой и сыном, его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности: подготовке вооружённого восстания саамов, с целью создания Великой Финляндии.
«Алымовское дело»
Поначалу, вместе с Алымовым чекисты дело № 46197 шили еще 33 людям, в возрастном диапазоне от 57 до 27 лет, по преимуществу приятелям и коллегам Василия Кондратьевича, занимавшиеся исследованиями саамской культуры, и участвовавшие в разработке письменности этого народа.С точки зрения чекистов, анкетные данные каждого из обвиняемых свидетельствовали о враждебности советской власти: Алымов когда-то был меньшевиком, кто-то воевал за белых, у кого-то раскулачили родителей…
На первом этапе «следствия» арестантов обвинили во вредительстве: падеже оленей и поджоге лесов. Потом Алымову выдвинули обвинение в принадлежности к «контрреволюционной финской националистической организации на Кольском полуострове». Но затем НКВД обнаружил маленькую неувязку – Алымов не был финном.
![]() |
Распространенные языки Кольского полуострова. Зеленый цвет– саамы, желтый – карелы, оранжевый – россияне. 1941 г. |
Следователям не удалось выявить какие-либо контакты арестованного с зарубежьем, поэтому они сосредоточили внимание на его отношениях с саамами. Поначалу Алымов отрицал любую недоброжелательность коренного населения к советской власти, но затем «признался», что «вошел в контрреволюционную националистическую саамскую организацию еще в 1935 году», занимался диверсиями и саботажем, агитировал за отделение Кольского полуострова от СССР и рассчитывал на поддержку Финляндии в сих начинаниях.
Вне сомнений, обвиняемого подвергли пыткам, он не выдержал истязаний и стал подписывать любой бред, который фабриковали мастера заплечных дел. Подобные «признания» выбили и из остальных арестантов.
В конечном итоге, чекисты сфабриковали дело об организации, созданной с целью реализации идеи «Великой Финляндии». Ее якобы возглавляли В. Алымов, П. Антонов, 3. Черняков, А. Эндрюковский, и зарубежный эмиссар Аллан Валлениус. Им подчинялось 6 повстанческих отрядов из коренного населения.
Для реализации преступных замыслов саамские контрреволюционеры разваливали колхозы и артели, морили оленей, выжигали ягельники, занимались терроризмом, готовили вооруженное восстание с центром в селении Чальмны-Варрэ на Поное. Именно туда ожидался прилет финского самолета с помощью для повстанцев. Саамская «контра» также взаимодействовала с «Карельским центром», во главе с тогдашним руководством Карельской АССР Э. Гюллингом и Г. Ровио.
По ходу дела аппетиты чекистов росли, и количество повстанческих отрядов решили увеличить до 10, а Алымов вдруг «вспомнил», что встал на тропу войны с Совдепом не в 1935 году, а восьмью годами раньше. Сходным образом изменили показания и другие «организаторы восстания».
Маховик репрессий заработал на полную катушку: в течение нескольких месяцев 1938 года только Ловозерское РО НКВД арестовало в своем редконаселенном районе более сотни «контрреволюционеров». Большинство протоколов их допросов буквально написаны по единому образцу, и отличаются лишь фамилиями обвиняемых. Следователям удалось сломить волю к сопротивлению у арестантов: на стадии очных ставок все они полностью подтверждали выдвинутые обвинения.
22 октября 1938 года Василия Алымова и еще 15 осужденных по семи пунктам статьи 58 УК («Измена Родине»), в основном саамов из села Ловозеро, расстреляли в Левашовском лесу под Сестрорецком (теперь – Выборгский район Санкт-Петербурга).
После смерти Сталина, всех фигурантов «Саамского дела» реабилитировали в 1957 году.
Результаты чекистского террора
Российско-большевистский режим прекрасно знал о фальсификации «Алымовского дела» — подобное заключение можно обнаружить в документах чекисткой проверки 1940 года. Однако, никто ничего не собирался ни восстанавливать, ни компенсировать каким-либо образом. Достигнутые результаты вполне устраивали оккупационную власть. Цель проверки преследовалась совсем иная – провести чистку среди чекистов, дабы заменить ежовских палачей бериевскими.С уничтожением ученных, занимавшихся саамской культурой, издание книг и периодики на языке коренного населения полностью прекратилось. Как и обучение на родном языке, поскольку преподавателей владевших саамским языком либо расстреляли, либо отправили в концлагеря Гулага.
![]() |
Флейшхут Р. Саамы пасут оленей. 1925 г. |
С 1930 по 1947 год чекисты репрессировали 118 саамов, из них 50 расстреляли, часть скончалась во время допросов, некоторые пропали без вести. Из 55 человек заключенных в концлагеря выжили лишь пятеро. При этом общая численность саамов СССР не превышала двух тысяч человек. Из 118 арестованных, 113 – мужчины, то есть сталинисты репрессировали не менее 10% мужской составляющей саамского народа, проживавшего в СССР.
Вкупе с коллективизацией, «Алымовское дело» послужило окончательному разрушению традиционного жизненного уклада саамов. Оторванный от привычных методов хозяйствования и быта, коренной народ Лапландии начал забывать родной язык и обычаи предков, «приобщаться» к русской культуре.
В последние годы сталинизма властный режим ликвидировал 30 саамских сийтов, а жителей согнал в совхозы. Саамов заставляли отдавать детей в школы-интернаты с российским языком обучения. Родной язык и культура считались никому не нужным пережитком прошлого. Политика российского коммунистического колониализма превращала в «совков» целые поколения.
![]() |
Саамские женщины играют в национальную игру. Финляндия. |
Саамы в «прекрасной России» Ельцина и Путина
После краха коммунизма московский режим пошел на небольшие уступки: в нескольких школах и одном техникуме Мурманской области ввели уроки саамского языка. Без дошкольных учреждений с родным языком обучения и воспитания, в условиях жесткой ассимиляции, саамские школьники изучают и воспринимают свой язык как иностранный.Да и можно ли выучить язык, если его преподают всего два часа в неделю? Ситуацию сильно осложняет нехватка квалифицированных преподавателей и методистов. Лишь в 2022 году введена магистерская программа «Технологии преподавания саамского языка» в Мурманском арктическом государственном университете. О любом ином высшем образовании на саамском языке даже речь не идет.
На стыке тысячелетий представители коренного народа заговорили о создании саамского парламента, по образцу национальных представительств саамов в Норвегии, Финляндии и Швеции. Но лишь в марте 2008 года организовалась инициативная группа по созданию представительного выборного органа саамов.
В конце года состоялся Первый Съезд саамов, избравший Совет уполномоченных представителей коренного народа Мурманской области.
![]() |
Флаг саамов |
Саамский парламент – общественная организация, лишенная реальной власти. Представители коренного народа пытались защищать национальные интересы всеми законными способами, но в условиях путинской диктатуры их возможности крайне ограничены.
Например, в 2011 году оккупационная российская администрация разрешила вылов рыбы по квоте представителей коренного малочисленного народа Севера лишь шестистам из 1 200 заявителей. Мотивировка отказа – ошибки в оформлении заявок и сопровождающей документации. 9 августа того же года Саамский парламент Кольского полуострова в знак протеста против нарушения прав саамов организовал пикеты в Международный день коренных народов мира.
Оккупационный режим все проигнорировал: для получения разрешение на лов рыбы, каждый представитель коренного населения должен ежегодно доказывать национальное происхождение, и любая ошибка в оформлении документов чревата отказом в допуске.
![]() |
Саамская рубашка. Музей Арктикум, Рованием, Финляндия. |
Сейчас на территории РФ проживает не более 1,5 тысячи саамов. В империи, взявшей курс на создание химеры «многонациональный российский народ», у них нет ни одного шанса сохраниться как этнос.
Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!
Немає коментарів:
Дописати коментар