неділю, 25 грудня 2022 р.

Карельская героика: восстание 1921 – 1922 годов

 Карельская героика: восстание 1921 – 1922 годов 

 
Почетный караул у знамени Карельського полка лесных партизан. Нарожная школа, Кимасозеро, 1922 год.
  Зимой 1921 – 1922 годов в Карелии вспыхнуло народное восстание засвидетельствовавшее неукротимое желание карел избавиться от российско-большевистской оккупации. На помощь пришли финские добровольцы, сыгравшие важную роль в координации и организации действий восставших.

Истоки национального возрождения Карелии

  Разбросанность редких карельских селений на протяженной в сотни километров зоне фронтира, где несколько десятилетий полыхали войны между Россией и Швецией, мало способствовали развитию национального самосознания карел.
  После аннексии в начале XIX века Российской империей Финляндии, граница между государствами сместилась к западу от территории Карелии. Исчез барьер, веками разделявший карельский народ. В конце XVIII – начале XIX века финские интеллектуалы развернули кампанию за возрождение финского языка, внедрение его во все сферы общественной и повседневной жизни.
  На начальном этапе финское возрождение имело литературно-научную направленность. Ученные единственного в Великом Княжестве Финляндском университета не только углубились в финское духовное наследие, но и изучали культуры других финно-угорских народов Северной Европы.
  Результат не замедлил сказаться: в 1835 году увидело свет первое издание эпоса «Калевала», совершившее настоящую культурную революцию в финском обществе.  Благодаря эпосу, собранному Элиасом Леннротом преимущественно на территории Карелии, народ, дотоле считавшийся не государственным, с территорией считавшейся спорной между Россией и Швецией, вдруг обрел мощный стимул к росту национального самосознания. Внезапно открылась истина: финны имеют древнюю историю с мощной самобытной духовной культурой.
  «Калевала» из народного эпоса превратилась в краеугольный камень формирования идеологии финской государственности. В финском обществе резко возрос интерес к Карелии. «Карелианизм» затронул все сферы культурной жизни Финляндии, и поспособствовал трансформации национально-культурного движения в национально-освободительное. Во второй половине XIX века все громче начинают звучать призывы к созданию независимого государства, возникает идея Великой Финляндии.
  Национальное возрождение не оставило в стороне и Карелию, состоявшееся благодаря активной работе финских просветителей в крае.
Организаторы Союза беломорских карел. Село Ухта, 1906 год.
  В 1906 году в городе Тампере, на территории Великого княжества Финляндия, с целью объединения карел и финнов Архангельской и Олонецкой губерний учрежден «Союз беломорских карел». В его рядах объединились около семи сотен активистов, буквально за полгода, создавшие материальную базу для дальнейшей просветительской работы: открыли 5 школ с финским языком обучения, учредили 22 библиотеки, издали финский иллюстрированный букварь, основали газету «Карельские беседы», начали строительство железной дороги из Финляндии в Архангельск.
  Деятельность просветителей пришлась не по вкусу российским оккупационным властям: кроме вышеупомянутой деятельности «Союз беломорских карел» активно проповедовал вероучение Лютера. Дабы не допустить подрыва «духовных скреп» российского империализма, царизм инициировал создание Карельского православного братства. Излишне говорить, что братство пропагандировало идеи «навеки вместе!» с «самодержавием, православием и российской народностью».
Православное карельское братство в 1912 году.
  В 1911 году Союз беломорских карел запретил личным указом министр внутренних дел Российской империи Петр Столыпин. Православное братство пережило даже царизм: его деятельность прекратилась в декабре 1917 года.

Накануне

  К моменту краха самодержавия карельский народ пребывал в состоянии сильной разобщенности. Вследствие географических и исторических условий его представители говорили на трех отличающихся диалектах и множестве местных говоров.
  Природный ландшафт края затруднял контакты жителей различных регионов. Обилие лесов, озер и болот серьезно препятствовало строительству дорог и развитию транспортного сообщения. Отсутствие образования, литературы и периодики на родном языке лишь усугубляли разобщенность. Южные карелы Олонецкой губернии не понимали северный диалект карельского языка, как и северяне не разумели речь южан.
  Сказалась историческое разделение территории Карелии между враждовавшими государствами Швеции и России. После свержения самодержавия и начала борьбы большинства порабощенных Москвой народов за создание независимых государств, исторический разлом сказался на устремлениях карельского общества.
  Северная (Беломорская) Карелия стремилась к объединению с независимой Финляндией. Огромную роль в профинских настроениях сыграла близость северокарельского диалекта к финскому языку.
  В 1918 году жители региона создали отряды самообороны, с помощью которых наладили работу органов местного самоуправления. 21 марта 1920 года в Ухте начал работу съезд представителей северных волостей Карелии. 29 марта съезд официально принял решение о выходе из РСФСР, и утвердил государственные символы: герб и флаг независимого Северо-Карельского государства.
Флаг Северо-Карельского государства
  В мае того же года территорию Северной Карелии оккупировали войска российских большевиков, воспользовавшиеся отсутствием у молодого государства вооруженных сил способных к противодействию агрессии.
Герб Северо-Карельского государства
  Большинство южан Олонецкой губернии склонялись к пребыванию Карелии под властью новой модификации Российской империи – большевистской РСФСР. Более тысячи южных карел не смирились с оппортунизмом («Какая разница в какой стране жить, на каком языке говорить?») большинства населения, и переселились в Финляндию, подальше от российского чекизма.
  Оккупированная Карелия вкусила все прелести большевизма: красный террор, продразверстку, военный коммунизм. В карельский край пришли нужда и голод – вечные спутники «русского мира». Карелы не замедлили с ответом на красную опричнину.

Подготовка к восстанию

  Стихийные выступления против тоталитарных режимов, типа российского коммунизма, заведомо обречены на провал. Поэтому активисты национально-освободительного движения Карелии не пустили дело на самотек.
Временное правительство Карелии, 1920 год.
  Идейными вдохновителями выступления стали активисты разогнанного царизмом «Союза беломорских карел». Часть студентов и интеллектуалов участвовавших в подготовке и проведении восстания, уже после его подавления, создали «Карельское академическое общество», отличавшееся острым неприятием российского коммунизма.
  Следует отметить, что правительство Финляндии воздержалось от какой-либо действенной поддержки восстания на всех его этапах. Вся помощь ограничилась согласием на отставку наиболее ретивых солдат и офицеров финской армии, пожелавших освобождать Карелию на свой страх и риск. Если учесть попытку российских большевиков захватить Финляндию в 1918 – 1920 годах с помощью военной интервенции и силами красных финских коллаборационистов, то поведение властей Финляндии можно считать вынуждено лояльным к РСФСР.
  Разоренное военным коммунизмом крестьянство Карелии не имело средств на организацию вооруженного выступления. Вероятно, недостаток финансов частично компенсировали финские лесопромышленники, заинтересованные в освоение огромного массива карельских лесов. Припомним, что лесоперерабатывающая промышленность составляла основу экономики Финляндии до середины прошлого века.
  После начала действия Тартуского договора между РСФСР и Финляндией, не смирившиеся с его решениями капитан-егерь Калле Хенриксон и ленсман Ребольской волости Боби Сивен, в конце 1920 года начали реализацию плана освобождения оккупированной Россией Карелии. В ходе осуществления операции «Медвежья берлога» они сосредоточили в приграничном селении Лиекса около 600 винтовок и до 150 тысяч патронов к ним.
Чекисты пронюхали об этом мероприятии: НКИД РСФСР заявил МИДу Финляндии ноту протеста.
Финские добровольцы, 1922 год.
  Для проверки заявленных фактов финское правительство отправило инспекцию, не нашедшую каких-либо данных подтверждающих ноту российских дипломатов. Осталось не выясненным: то ли повстанцы проявили расторопность, то ли чекисты состряпали очередную фальшивку о злых кознях белофинской контрреволюции.
  Все действия финских активистов пропали бы втуне, если бы зерна их действий не упали на благодатную почву, подготовленную российской политикой военного коммунизма. Во все времена Карелия нуждалась в поставках хлеба извне: климат и сельскохозяйственные технологии тех времен не оставляли иной перспективы.
  Коммунистические продразверстки довели местное крестьянство до отчаянного положения, поставив перед выбором: умереть голодной смертью или попытаться изменить ситуацию вооруженной рукой. Самые отважные выбрали борьбу, менее решительные заняли пассивную выжидательную позицию.

Ход восстания

  В конце октября 1921 года в селе Тунгунда собрались представители крестьянства из Тунгундской и окрестных волостей. Доведенные до отчаяния селяне твердо решили покончить с советским беспределом, ликвидировать диктатуру псевдопролетариата вместе с ее представителями на местах. И не допускать ее восстановления впредь.
  Обращение повстанческого комитета поддержали жители Кимасозерской, Летнеконецкой, Маслозерской, Ругозерской и Юшкозерской волостей. Повстанцы избрали Карельское центральное правительство в составе Ялмари Таккинена, Василия Сидорова и Осипа Борисова.
Василий Сидоров
  Интересная деталь: многие повстанцы, в том числе Осипов и Таккинен, действовали под именами героев эпоса «Калевала». Псевдонимы борцов за свободу не представляли попытку спрятаться от мести российских оккупантов, ибо все знали кто стоит за эпическими именами, а демонстрировали связь с живой национальной традицией.
Командир Карельских лесных партизан, пробудитель Карелии Ильмаринен, кузнец нового Сампо Калевалы. 5 января 1922 года. 
  Восставшие обратились с призывом к карельскому народу подниматься на «борьбу за свободную и счастливую Карелию», границы которой простирались от Финляндии до Белого моря к Онежскому озеру, и далее по реке Свирь до Ладожского озера. Все вопросы государственного устройства предполагали разрешить на Национальном собрании, назначенном на январь 1922 года.
  Обращение Карельского центрального правительства подействовало подобно спичке, поднесенной к сухой соломе: огненная лавина восстания в кратчайшие сроки накрыла весь север Карелии. Селение за селением освобождались от варварского ига, очищались от большевиков и их прислужников – красных финнов, комбедов и продотрядов.
  Карельская Освободительная Армия состояла из трех групп.
Карельские и финские лесные партизаны. Челмозеро, 9 января 1922 года.
  На севере в Олангской и Кестеньгской волостях располагался Vienan rykmentti – Беломорский полк. Его наименование происходит от финского названия Беломорской (Архангельской) Карелии – Viena, Vienan Karjala.
  Наряду с ним действовали Олангский и Аллоярвский лыжные отряды общим числом 250 человек.
Беломорский полк насчитывал 3 батальона, общей численностью в 700 воинов, из коих лишь 400 представляли реально боеспособную силу. Остальные служили при штабе, в обозе или комендатурах небольших населенных пунктов.
  Вооружения хватало лишь на укомплектование трех четвертей полка. Остальные рассчитывали на оружие, добытое в бою с врагом.
Инспекция пулеметной роты повстанцев. Кимасозеро. декабрь 1921 года.
  Южнее Беломорского полка находился Karjalan Metsäsissirykmentti – Карельский полк лесных партизан, состоявший также их трех батальонов. Более 70% личного состава, в том числе большинство офицеров, имели опыт боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Почти все бойцы были моложе 45 лет. Карельский полк лесных партизан – самая боеспособная воинская часть повстанцев, насчитывавшая, вместе со вспомогательными отрядами, до полутора тысячи бойцов.
Штаб батальона лесных партизан. Кимасозеро, январь 1922 года.
  Знамя полка Лесных партизан, утвержденное в декабре 1921 года, представляло из себя сочетание флага и герба Северо-Карельской республики: зеленое полотно, с черным крестом с красными краями по середине, на каждой четверти полотна изображение черного медведя, держащего оружие.
  Третью группу представлял Ребольский батальон, сражавшийся в Ребольской и Поросозерской волостях. Батальон насчитывал 450 бойцов, большинство из которых не достигло тридцатилетнего возраста, но почти все бойцы с опытом боевых действий.
Карельские повстанцы, 1922 год.
  Общая численность повстанцев на январь 1922 года не превышала трех тысяч человек, из них не более 500 – финские добровольцы.
  На начальном этапе восстания Карельской Освободительной армии сопутствовал успех, обусловленный отсутствием крупных частей Красной армии, отличным знанием местности и высокой мобильностью лыжных отрядов в условиях практически полного бездорожья.
  Повстанцы ликвидировали власть коммунистических советов, и в основном, очистили край от оккупантов. 13 ноября 1921 года они разрушили железнодорожный мост через реку Онда, благодаря чему им удавалось сдерживать наступление основных сил РСФСР до восстановления моста 6 декабря того же года.
Схема боевых действий сторон до 25 декабря 1921 года.
  26 декабря отряды большевиков, численностью более 30 тысяч человек начали решительное наступление. Сказалось десятикратное превосходство противника – в начале января основные карельские силы потерпели поражение.
  Против вооруженных ружьями трех тысяч повстанцев действовала 30-тысячная армия красных карателей при 414 пулеметах, 31 пушке, 14 самолетах и трех бронепоездах. Неравенство сил предопределило исход войны: 7 февраля 1922 года большевики заняли повстанческую столицу село Ухта, к 17 февраля полностью выбили бойцов Карельской Освободительной армии за границу РСФСР с Финляндией, оговоренную Тартуским мирным договором.
Схема боевых действий с 24 января по 17 февраля 1922 года.
  Потери российских большевиков невелики: 145 убитых, 471 раненых, 530 обмороженных и больных, 200 пропавших без вести, что свидетельствует о небольшой интенсивности боевых действий. Потери повстанцев не известны.
  В марте 1922 года в Москве правительство Финляндии и РСФСР заключили договор о неприкосновенности границ, официально ознаменовавший окончание боевых действий в Карелии.

Итоги восстания

  После поражения восстания на территорию Финляндии переместилось более 13 тысяч карельских беженцев. Край практически опустел. В некоторых селах остались лишь старые да немощные люди.
  Чтобы стабилизировать ситуацию, в 1923 году большевики объявили амнистию участникам восстания. Около 30% беженцев вернулись обратно. Их дальнейшая судьба не завидна: проверки, фильтрации, аресты и концлагеря ГУЛАГа.
  Оставшиеся в Финляндии интегрировались в финское общество. Время от времени, до конца 20-х годов прошлого века, карельские повстанцы совершали боевые рейды на родину.
  Не смотря на предварительную подготовку, карельским повстанцам удалось добиться лишь временных успехов, представлявших из себя вспышку крестьянского гнева, пошедшего на спад после возмездия красным карателям и продотрядам.
Ильмаринен и командование 3-го батальона лесных партизан. Кимасозеро, 1922 год.
  К ведению полномасштабной войны с превосходящими силами регулярной армии противника карелы не имели ни сил, ни желания.
  Даже если бы лидеры восстания сумели вдохновить весь народ Карелии на освободительную войну, шансы на успех оставались очень призрачными. Слишком велико было неравенство сил редконаселенного края по сравнению с огромной коммунистической империей. Даже вступление в войну истерзанной предыдущей советско-финской войной Финляндии, вряд ли изменило бы исход борьбы.
  Люди, идущие на танк с ножом в руках, обречены. Но их самоотверженный героизм рождает образец для подражания всем последующим борцам за освобождение родного края.
Боевая подготовка повстанцев. Кимасозеро, 1921 год.
  
Простой пример. Борьба Украинской Повстанческой Армии 40 – 50-х годов, или украинских диссидентов 70 – 80-х годов XX века, также, казались обреченным делом. Но их героизм создал все условия для возрождения независимости Украины в 1991 году, вдохновил на подвиг новых борцов за свободу в нынешней российско-украинской войне, начатой Кремлем в 2014 году. Вне всяких сомнений Украина победит.
  Всем борцам с российским империализмом служат напутствием слова великого украинского поэта Тараса Шевченко: «Боритесь – поборете! Вам Бог помогает! За вас правда, за вас слава и воля святая!».


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Немає коментарів:

Дописати коментар