Ясак — государственный рэкет
Освоение европейцами американских
континентов обернулось для коренных народов настоящей катастрофой. Были
уничтожены все государства коренных американцев, перестали существовать
множество индейских культур, исчезли целые племена. Об этом мир знает благодаря
интеллектуальной честности американских и европейских учёных, прямо и открыто
говоривших о всех перипетиях расселения белых людей в Америке.
На грани ассимиляции |
В то же время остается практически
неизвестной настоящая история российской колонизации Сибири и Дальнего Востока.
Покорение народов заселявших эти территории, вопреки официальной российской
пропаганде о мирном "собирании земель", было кровавым и привело к самым
катастрофическим последствиям для коренных народов Севера.
Российскими "первопроходцами",
огнем и мечем покорявшими сибирские просторы, двигала банальная алчность. Жажда наживы предопределила стратегию российских колонизаторов: захват
заложников (аманатов) с целью рэкета (ясака).
Неизвестный художник 19 в. Сбор ясака казаками Енисейской губернии |
Тюркским словом "ясак"
именовался натуральный налог взимавшийся с порабощенных народов Сибири и
Поволжья, нет не "борзыми щенками", а "мягкой рухлядью" — мехом пушных животных: соболей,
куниц, лисиц, бобров, белок и им подобных. В современном российском языке слово
рухлядь имеет значение "хлам, барахло". Но в Средние века это слово
имело совсем иное значение —
движимое имущество.
Современному человеку может показаться, что
ставки ясачного налогообложения были невысоки: один мех соболя в год, или его
эквиваленты: три куньих шкурки, или две росомашьи, или пятьдесят добротных, или
сто "худых" беличьих. Ясачная подать учитывала особенности
обираемых народов, но от этого она не становилась легче.
Стоит учесть особенности добычи собольего
меха. Охота возможна лишь зимой. В это время соболь заканчивает линьку, мех его
становится чёрным и блестящим, то есть, особо ценным. Казалось бы оставляемые
зверем следы на снегу упрощают его добычу. Но именно зимой снежные завалы
сильно усложняют передвижение, а морозы — жизненные функции
охотника.
Соболь
весьма осторожный зверь, близко к себе не подпустит, поэтому стрелять в
него следует издалека. Кроме того, важно не испортить шкурку, поэтому
охотились либо стрелами с тупыми наконечниками (в таких случаях нужно было оглушить
зверька), либо поражать с огромного расстояния прямо в глаз.
Даже самые опытные
охотники-лучники могли добыть за сезон максимум пять соболей. Учитывая, что
ясачной податью облагались все совершеннолетние мужчины рода (племени) выходит,
что фактически самый опытный и умелый
охотник принуждался работать только на выплату царского налога. Охота на
зверей с менее ценным мехом проблему не решало, ведь неизвестно, что легче:
поймать сто белок или одного соболя.
Если учесть придирчивость сборщиков ясака
к качеству меха, то становится понятным, как
сильно сказывался ясак на уровне жизни порабощенных Москвой народов
Севера.
Сборщик ясака |
Важно отметить экологический аспект
российского колониализма. Если коренные народы Севера вели добычу пушного зверя
с помощью лука и стрел, то московские "первопроходцы" и промышленники
использовали с этой целью разнообразные
ловушки. Именно эти варварские методы охоты приводили к уничтожению собольей
популяции, в местах московского промысла, в течении двадцати лет.
Это не
случайность. Это самая сущность российской "души": "умри ты
сегодня, а я — завтра".
История повторялась неоднократно. Именно варварское истребление популяции
каланов привело, в 19 веке, к окончанию проекта "Российская Аляска". Без
добычи ценного меха этих животных, земли Аляски и Алеутских островов становились просто не нужными — на более
эффективное освоение этих территорий нужен был не бараний ум. А у Баранова,
главного правителя российских поселений в Америке, мозги находились в полном
соответствии с фамилией.
Ограбление природных богатств Сибири, и
народов её населяющих, давало колоссальную прибыль в казну Московии. Такую же,
как в наше время, даёт России всё та же Сибирь, только уже не пушниной, а
нефтью и газом. Для сравнения: на исходе 17 века дом элитного класса в Москве стоил 10 рублей
серебром. Приблизительно таким же было жалование солдата армии Петра І: 11 рублей в год плюс питание и
обмундирование. Пуд муки (16 килограмм) стоил копеек 15, а железный топор — 30.
В Западной Европе шкурка соболя с серебристым
отливом стоила около 5 серебряных рублей. В Томском уезде, в середине 17
столетия, в год казна получала около трёх тысяч собольих шкурок, или их
эквивалентов, ибо ясак платили 530 "самоедов" и 2 485 тюрок (Емельянов Н. Ф. Заселение
русскими Среднего Приобъя в феодальную эпоху. Томск: 1981. - С. 37). По нынешним
меркам вроде бы не большой доход —
около полторы сотни тысяч рублей при реализации в европейских странах.
Но если припомнить, что при Иване Грозном
весь государственный бюджет не превышал одного миллиона рублей, то не так уж и
мало. При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, доходы Московского царства
составляли 1 миллион 311 тысяч рублей, из них половина (660 тысяч рублей) поступили
из Сибири (Обручев В. А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и
Китай. М.: 1950. - С. 80).
На средства полученные от рэкета
(ясака) росло Московское государство. После аннексии Иваном Грозным Сибирского
и Казанского ханств, начинается модернизация армии и реформы государства в духе
абсолютизма. Бизнес по-московски — ограбить
порабощенные народы Сибири, а полученные деньги вложить в развитие, а точнее в
усиление средств агрессивного "производства": армию и государственный
аппарат. Заметим не в новые технологии (первопечатник Иван Федорович бежит из
Москвы в Украину, а примитивное земледелие сохранится до 19 века), а в
вооружение, опричнину да новые завоевательные войны.
Грабёж был движущей силой развития
Московского государства на всём протяжении истории. Отец-основатель этого
государства, князь Иван Калита, получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение и право на сбор дани для Орды. При сборе ясака с подвластных татарам
русских княжеств брал больше, чем требовалось отдать ордынским хозяевам. Всех
не согласных с таким раскладом ждали карательные московско-ордынские
экспедиции.
В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, 1895 г. |
В таком ключе продолжалось до захвата Иваном
Грозным Сибирского, Казанского и Астраханского ханств. После этого появилась
возможность хорошего "навара" — рэкет (ясак) порабощенных коренных народов Сибири.
Чтоб они поменьше трепыхались, брали
в заложники (аманаты) представителей знатных семейств инородцев. Аманаты
содержались подобно арестантам: при острогах и крепостцах строились специальные
аманатские дворы, точнее — караульные избы. Институт заложников
просуществовал до тридцатых годов 18 века.
Впрочем, и позднее, при попытках покорить Чукотку, ставки
делались на институт заложников и жесточайший террор, дабы сломить волю к
сопротивлению непокорных чукчей.
"Инородцы" сопротивлялись,
но на стороне Московии были новые военные технологии (купленные на ясачные
средства), а также разобщенность и малочисленность коренных народов Сибири и
Поволжья. Их сопротивление было довольно сильным (башкиры, например, вели с
Москвой ожесточенные войны на протяжении более ста лет: от Дайчиновщины в 1662
- 1664 годы, до Пугачёвщины в 1773 - 1774 годах), но не достаточным, чтобы
вырваться из московского ига.
Российская империя вела грабительские войны
на протяжении всей своей истории. Можно вспомнить, что главной причиной
прекращения российской агрессии против чукчей стала именно экономическая
нецелесообразность. До того как в 1763 году начальник Анадырской партии Фридрих
Плениснер, поддерживаемый сибирским губернатором Федором Саймоновым, предоставил расчет затрат на войну против непокорного
северного народа, никакие другие аргументы не останавливали карательные
экспедиции в чукотские земли.
Лишь убедившись, что расходы превышают доходы в
47 раз, Екатерина II, 15 марта 1764 года, повелела разрушить Анадырский острог
и вывести оккупационный корпус с Чукотки.
Ну и конечно, во все времена, налоги выжимали
по максимуму со своих мужиков из податного сословия. Крестьянам это не очень
нравилось, и они бунтовали против своих угнетателей при каждом удобном случае.
Не даром московско-казацкие войны получили, в советской историографии название
"крестьянские войны".
Вершиной грабительской государственной
политики стал советский период российской истории. Под лозунгом "Грабь
награбленное!" экспроприировали (ограбили) сначала свою аристократию,
духовенство и промышленников. Когда сей источник доходов иссяк, принялись за
крестьян.
У них забрали все имущество, и обложив непосильными налогами загнали
в колхозы, работать за "галочку" — трудодень.
Сохранились и старые
боевые традиции: размеры грабежа и насилия Красной Армии в оккупированных в
ходе Второй мировой войны поражает воображение. Грабили, под видом
"трофеев", все: от рядовых солдат, до планомерного государственного вывоза
заводов и художественных ценностей.
Армия мародеров бережно хранит традиции. И
сейчас российские человечки, для "блага родины", вывозят донбасские
заводы с временно оккупированной украинской земли. Рядовые террористы грабят
местное население. Автору этих строк довелось наблюдать, как захватив
Краматорский горотдел милиции и здание городского совета, человечки с
колорадскими тряпочками ринулись в автосалоны отжимать автомобили.
Везде и всюду, где появляется российский
захватчик становится хуже. Огромная пропасть в уровне жизни между ГДР и ФРГ,
Южной и Северной Кореей красноречивое тому подтверждение.
Подобный контраст находим и в истории Сибири. В 1640 году Батур-Хуйтанджи провел съезд всей ойратской и
халхаской знати, положивший начало могущественному Джунгарскому ханству. Оно
простиралось от Урала до Монголии и было грозным соперником китайской империи Цин.
Государство ойратов прекратило свое существование в 1758 году, после
военного поражения в войне с Китаем. Затем последовал геноцид побежденного народа,
и некогда блестящая культура ойратов пришла в упадок.
Джунгарское ханство демонстрирует, что у
народов Сибири порабощенных Москвой, могла быть совершенно иная история. Если
бы существование Сибирского ханства не прервало завоевания Ермака, то возможно, коренные народы Севера построили бы государство более
могущественное чем Московия. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения.
Захватчики позаботились о том, чтобы порабощенные народы Сибири жили на
первобытном уровне. Колонизаторы объявили, что на покоренных землях культура не
поднималась выше охоты и собирательства, вершиной развития было кочевое
скотоводство. Наличие городов, развитой торговли, письменной культуры
замалчивали и отрицали.
Сейчас последствия российской колониальной
политики в Сибири проявляются во всей красе. Малые народы Севера находятся на
грани исчезновения. Огромные просторы остаются практически незаселенными.
"Освоение Сибири" вахтовыми методами губительно сказывается на
экологии региона. Китай готов превратить Сибирь в свою колонию. Будущее народов, прошедших приобщение к высокодуховным ценностям рэкетиров
сборщиков ясака, под угрозой.
Литература:
Бродников А. А. Евразия:
культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии.
Новосибирск, 1999. С. 119-123.
Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!
Немає коментарів:
Дописати коментар