суботу, 5 травня 2018 р.

Как Китай спас дауров, или кровавый след «первопроходца» Ерофея Хабарова в Приамурье


Как Китай спас дауров, или кровавый след «первопроходца» Ерофея Хабарова в Приамурье

 
Дауры – народ покинувший родные земли из-за экспансии московитов в ХVIІ веке
  Продвижение Московского царства в Сибирь и на Дальний Восток было отнюдь не миссией цивилизаторов, и уж тем более не экспедициями людей томимых жаждой познания неведомых земель. Дауров – народ Приамурья, нашествие московитов вынудило навсегда покинуть Родину.
  Впервые на Московии о даурах стало известно в 1640 году, в результате экспедиции сына боярского, дворянина московского списка – Еналея Бахтиярова. Нельзя не отметить столь посконное и весьма традиционное для «русского мира» имя и фамилию представителя московского, а затем и российского дворянского рода.
  Еналею Бахтеярову в походе на Витим удалось захватить в плен тунгусского шамана. Пленник поведал московитам об Амуре, о его левом притоке реке Зее, а также о богатстве живущего там народа дауров, якобы имевших в изобилии хлеб, а главное – серебро, золото, самоцветные каменья, пушнину и «узорчатые товары».
  Легко представить, как возбудился от алчности царь Михаил Федорович Романов и его камарилья! Следует припомнить, что Михаил был избран на царство демократическим  голосованием в 1613 году. Он привел во власть много новых людей, и вся эта новоиспеченная элита Московии, пыталась набить свои карманы и закрома всеми доступными способами.
  Если в наше время на России для того чтобы разбогатеть достаточно просто пиликать и скрипеть на виолончели подобно Ролдугину, то в те времена это было сделать намного труднее. Необходимо было или содрать с московских холопов последнюю шкуру непомерными налогами (подобно налогу на соль боярина Морозова), или поработить коренные народы Севера, и заставить платить ясак (вид рэкета), взяв в аманаты (заложники) их знать.
Василий Поярков – руководитель первого нападения Московии на земли  дауров
  Поэтому, не корысти ради, а токмо с целью собрать исконно «русские земли», сплотив их в «союз нерушимый», в 1643 году якутский воевода Петр Головин снарядил банду отряд Василия Пояркова из 133  до зубов вооруженных казаков с пушкой, для добровольного вхождения  неведомых (но посконно нашенских) земель и народов в состав Московского царства. Официально, Поярков получил задание собрать ясак с порабощенного населения, а также разведать месторождения серебра, свинца и меди.
  За три года похода Поярков сотоварищи вышел к реке Зее и «открыл» Даурию. Не знавшие света «русского мира» дауры жили в больших крепких деревянных домах, где в окнах вместо бычьих пузырей (как на Московии) была промасленная бумага. Народ был отсталым: не знал крепостного права, оброка и барщины, не платил запредельных московских податей, в отличии от московских холопов жил сытно и бездуховно: имели в достатке запасы зерна и других продуктов, много домашней птицы и скота. Кроме того дауры ходили не в рогоже и лаптях, а погрязнув в бездуховности, носили одежду из шелка и хлопчатника.
  Дауры вели оживленную торговлю с Китаем, платили его правителям – маньчжурам, совершенно пустячную, по московским меркам, дань пушниной. Можно представить возмущение первопроходимца Пояркова – это было полным попранием всех духовных скреп! И как истый сын Московии он начал воплощать миссию «русского мира» – заставить жить все народы мира хуже московитов.
  Поярков объявил всех дауров подданными царя Московии, ну и далее по испытанной схеме: захват аманатов, постановка «на счетчик» ясака, и мягкое увещевание пытками, застенками и кандалами для его получения.
  Экспедиция Пояркова продолжалась три года, и не дала стабильных результатов. В 1649 году якутский воевода Дмитрий Францбеков, для собирания исконных земель Московии, снарядил в Приамурье экспедицию из 70 казаков во главе с Ерофеем Хабаровым – человеком от сохи.
  Правда, Ерофей чуть более двадцати лет отроду, забросил соху куда подальше, назанимал денег, кинул кредиторов, распрощался с родными местами на Северной Двине, и двинул туда, где восходит Солнце. За долгие годы, предшествовавшие даурским походам, он успел побывать купцом и промышленником, и, как все высокодуховные люди «русского мира», успел посидеть в тюрьме.
Памятник Ерофею Хабарову-Святитскому – человеку лишившему родины целый народ
  Поход стартовал весной 1649 года из Илимска. В земли дауров Хабаров с братвой прибыл в январе следующего года. Первым на пути хабаровцев оказался городок князя Лавкая. Его обитатели покинули город, прекрасно зная, кто такие московиты и чего от них можно ожидать.
  Хабаров сотоварищи двинулся в направлении городка князя Алабазы. Везде повторялось одно и то же: местные жители все как один, скрывались от скрепоносцев, князья дауров избегали любых переговоров с поработителями. Чтобы собрать исконные земли Московии, отряда в 70 человек оказалось маловато. Для поиска народов проявлявших горячее желание воссоединиться в единое с московитами государство, подвергнуться жесточайшей братской эксплуатации и ассимиляции, требовалось намного больше войска.
  Оставив на Амуре отряд из 52 головорезов, Хабаров весной 1650 года выехал в Якутск за подмогой. Отряд в томительном ожидании возвращения предводителя,  коротал время за разбоем и набегами на поселения дауров. Осенью того же года Ерофей Хабаров вернулся с подмогой в сотню служилых.
Походы В. Пояркова (1643 - 1646) и Е. Хабарова (1649 - 1653)
  Колонизаторы со свежими силами кинулись приводить дауров в подданство царю Московии. Дауры же придерживались прежней тактики – уклонялись от прямого столкновения с лучше вооруженным противником, без боя оставляли свои селения и скрывались от преследования.
  Первое сражение произошло в землях князя Албазы. Дауры находились в Албазином городе, возле которого располагался старый отряд Хабарова. Вскоре подоспело хорошо вооруженное, при артиллерии, подкрепление московитов. Дауры реально оценив свои шансы, покинули Албазин городок и отступили без боя к Атуеву городу. Хабаровцы следовали по пятам. Пришлось даурам оставить и этот город, но через несколько часов они были настигнуты и разбиты московитами на марше. Отряд захватчиков вернулся в Албазин городок с огромной добычей.
  Хабаров сделал Албазин опорным пунктом: отсюда он совершал разбойные набеги, доходя до самых дальних даурских селений, захватывал ясырь (пленных) и делал их аманатами (заложниками). Аманаты не слонялись без дела – их заставляли работать, наиболее непокорные были «изрублены в пень».
  Хабаров как человек предприимчивый забрал в свое распоряжение все запасы зерна, отнятые у дауров, и пустил их запасы на изготовление алкоголя, который продавал своим подчиненным. Кроме того Хабаров спекулировал всем, чем только можно, сколотив за несколько лет изрядное состояние.
   В 1651 году Хабаров приказал сжечь Албазинский городок. Колонисты двинулись к устью реки Уссури, где основали острог на месте захваченного  Ачанского городка.
  Жестокость хабаровцев возмутила местное население – народ дючеров который обратился за помощью к империи Цин (Китай). К концу 1651 года маньчжуры решили оказать помощь своим вассалам.
  В марте 1652 года  китайские полководцы Хайсе и Сифу с отрядом воинов подошли к Ачанскому городку, но потерпели поражение. Это мало повлияло на исход войны, которая  продлилась до 1689 года, и завершилась Нерчинским мирным договором. По его условиям московиты теряли земли в Приамурье.
  В период с 1654 по 1656 год дауры под давлением московитов оставили свои родные земли и переселились на реку Нэньцзян в Китае, где проживают по сию пору.
Современные дауры – народ, в давние времена, давший название Даурия всему Забайкалью. Сейчас дауры проживают во Внутренней Монголии (КНР).
  В заключение еще немного об Ерофее Хабарове, благодаря которому дауры покинули свою историческую родину. Хабаров отличался жестокостью и жадностью не только в отношении коренного населения Севера, но и к своим подельникам. Его бывшие подчиненные составили на него жалобу, из которой стало известно не только о хабаровском злоупотреблениях властью, но и преступлениях против «ясачного» населения.
  Жалобу подал Стенька Поляков со 120 товарищами. Она была опубликована во втором томе сборника «Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (Историко-археологические исследования)» (с. 7 - 30) в статье Б. П. Полевого «Изветная челобитная С. В. Полякова 1653 г. и ее значение для археологов Приамурья». Приведем оттуда несколько цитат, освещающие «бессмертный подвиг первопроходца Ерофея Хабарова».
  «И как он, Ярофей, перешел за волок к служилым людям, к Рашмаку с товарыщи, а у тех служилых людей седела в аманатах князева жена князца даурского Шилгинея, да сын ево меньшей шилгинеев. И он, Шилгиней князец, тебе, государь, ясак дал с собя и с роду своево прежным казакам, Рашмаку с товарищи, до ево, Ярофееву приходу.  И он, Ярофей, тою князцеву жену и сына ево шилгинеева принял в аманаты.  И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шигинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости».
  То есть, Хабаров удушил заложницу, жену князя Шилгинея, за то, что она не захотела стать его наложницей. Впрочем, Хабаров был легок на расправу.  
  «И мы, государь, холопи твои государевы, в поход ходили и в походе, государь, поймали восьм человек даурских людей и привели к приказному Ярофею Хабарову и он, Ярофей, взял к себе на двор, а иных аманатов и языков роздал советникам своим. И заставил их толочь и молоть солоду. Из-за моло (тьбы), из-за толчея те аманаты розбегались, а (остальных) прирубить велел».
  «Даурсково князца Толгу с товарищи, ево, приказной Ярофей Хабаров, бил кнутом насмерть нещадно».
  «И зимою де ходил он, Ярофей, в поход и поймал де добрых мужиков семь человек даурских и тынгуских, и те де были мужики добрые улусные и он, Ярофей, суды поделал из Албазина городка пловучи на низ наши жилишка жег и пустошил, нас, даурских людей, рубил в пень и жены наши и дети в полон имал, лучших наших князцей, Толгу и Толончея, иных князцев кнутом забил, а иных огнем зажег, а иных с собою увез и наши жены и дети на низ уплавил, не ведаем – живы, не ведаем – мертвы».
  «И он, Ярофей, не помня бога и не бояся твоей государевой грозы, нас, холопей твоих четверых, Стеньку Полякова да Костьку Иванова, да Фетьку Петрова, да Гаврилка Шипунова посадил в железа, а иных всех, холопей твоих государевых, батогами бил вместо кнута, без рубах насмерть, а иных давал за приставов и прставы их мучили из живота. И от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много».
  О подобных жестокостях в отношении дауров, дючеров, гиляков и служилых людишек московских в челобитной говорится еще много. А вот о деловых качествах Хабарова. Он по бешеным ценам продавал своим подчиненным выданные казной боеприпасы.
   «И учал продавать пищали и порох, и сукна, и котлы, и серпы, и косы – все продавать дорогою ценою: пищаль да два фунта пороху, да два фунта свинцу, да котел фунтов с четыре – по штиидесят рублей и по семидесят рублей и больше».
  В челобитной проявляется психологический портрет человека, сильно отличный от нарисованного официозной российской историографией.
  Такой же лживой, как и  прозвище колонизаторов Сибири – первопроходцы. Как можно «впервые пройти земли» издавна населённые людьми с развитой и самобытной культурой? Похоже, российская историография никогда не считала коренные народы Севера за людей, ибо, судя по термину «первопроходцы», первыми людьми посетившими Крайний Север были подданные царя Московии. Хотя, вернее было бы называть всех этих Бахтияровых и Хабаровых первопроходимцами!


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

4 коментарі:

  1. Так именем этого злодея назван город ХАБАРОВСК ?????

    ВідповістиВидалити
  2. Да, автор забыл рассказать, что злые московиты только так делали))), рожа бандеровская, написал хрен знает что

    ВідповістиВидалити
  3. Исконное, Нанайское название "хабаровска" - Бурея или Бури, коротко и красиво... было, надеюсь будет.

    ВідповістиВидалити