суботу, 24 лютого 2018 р.

Хватит кормить Москву! Антиколониальное движение в Сибири нового времени

Хватит кормить Москву! Антиколониальное движение в Сибири нового времени

Лидеры и флаг Сибирского областничества
  Не будет преувеличением утверждать, что любое движение, направленное на освобождение от колониального гнета, начинается с лозунга: «Хватит кормить имперскую метрополию!» В каждом конкретном случае возможны вариации в формулировке, но главный смысл сохраняется.
  С точки зрения любого имперского центра колонии – всегда нечто вторичное, чье назначение верно служить и приносить максимальную пользу империи. Поэтому история всех колоний развивается по одинаковому сценарию: накапливается недовольство, вызванное малоэффективным управлением и безжалостной выкачкой местных ресурсов, что рано или поздно приводит к возникновению освободительного движения порабощенных народов.
  Иногда процесс развития национального самосознания приходит к тому, что население колоний, имеющие с колонизаторами общую родину предков и говорящие на одном языке, желают добиться полной независимости для своей Родины. Так начиналась история США, Боливии, Перу и многих других стран. В противоположность им Сибирь пока еще не суверенное государство, хотя история освободительной борьбы сибиряков насчитывает не одно столетие.
  До начала экспансии Московского царства Сибирь не была безлюдной пустыней – на ее территории существовали могущественные государства, в цивилизационном плане не уступавшие  колонизаторам: Сибирское и Джунгарское ханства, государство киргизов Хонгорай.
  Ни один из народов Сибири не вошел добровольно в состав Московского царства. Многолетние вооруженное сопротивление колонизаторам оказывали коряки и чукчи, киргизы и якуты, башкиры и татары... Силы оказались не равными.
  Победа Москвы над коренными народами Сибири и последующая колонизация завоеванных земель привела к полному изменению этнической и культурно-экономической ситуации в Сибири. На смену традиционному жизненному укладу коренных народов пришло российское политическое устройство и культура.
  Если первые колонисты считали себя «холопами государевыми», то уже через несколько поколений самосознание их потомков начинает изменяться. Региональные особенности Сибири способствовали осознанию колонистами отличия от жителей центральных областей России.
  В этом нет ничего удивительного: подобные процессы немногим ранее происходили в колониях других империй. Достаточно вспомнить историю возникновения Соединенных Штатов Америки, или освободительную борьбу креолов с Испанией, приведших к созданию сразу нескольких независимых государств в Латинской Америки.

Истоки

  По мнению российских историков 19 века Петра Словцова и Петра Долгорукого, первый сибирский «Боливар» – губернатор Сибири князь Матвей Гагарин, казнен в марте 1721 года по приказу Петра І, по обвинению во взяточничестве и разорении местного населения.
  Странное обвинение от царя, в ближайшем окружении которого процветали такие мздоимцы как Меньшиков. Да и никто в те времена, не разорял народы Российской империи более, чем сам царь Петр бесчисленными податями.
  Сейчас трудно выяснить мечтал ли Гагарин о независимом Сибирском государстве, или действительно брал не по чину. Движение за независимость Сибири как идейное и общественное движение возникло намного позже, совсем на иной почве.
  Первоначально идеи не носили радикального характера и представляли собой все возрастающее понимание национальными окраинами отличий от имперского центра. Со временем, это движение получило название областничества.
  В середине 19 века, в Санкт-Петербурге украинский историк Николай Иванович Костомаров сформулировал мысль о национальной самобытности народов порабощенных в процессе «собирания земель», что давало этим народам основания устраивать свою жизнь в федеративном государстве. Идеи Костомарова оказали сильное влияние на развитие украинского освободительного движения.
  Идеи федерализма разрабатывал и другой ученый-историк того времени – Афанасий Прокофьевич Щапов. В противоположность Костомарову он делал упор не на национальном вопросе, а на региональных особенностях «великорусского народа» возникшие под влиянием биоценоза и туземного населения в процессе колонизации новых земель.
  Идеи областничества разрабатывались и другими учеными мужами: К. Н. Бестужев-Рюминым, П. В. Павловым. Все люди, стоявшие у идейных истоков областничества, работали университетскими преподавателями.
  От них идеи восприняли студенты. Среди них выходцы из Сибири: Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков, Н. И. Наумов, Н. С. Щукин, братья Ф. Н. и Г. Н. Усовы, А. Д. Шайтанов, А. Е. Золотин, И. В. Федоров-Омулевский и другие.
  Безусловными лидерами сибирского областничества стали два друга: Григорий Потанин и Николай Ядринцев. Хотя взгляды Костомарова о национальных основах федерализма оказали на них огромное влияние, сибирские областники приняли регионально-территориальные начала федерализма Щапова.
  Время показало правоту Костомарова: украинское независимое государство существует, а суверенная Сибирь все еще находиться в виртуальном плане.
  Интересно, что для молодого Потанина успехи украинской идеи была очевидной, и даже вызывала зависть. «Амур» (частный журнал издаваемый единомышленниками Потанина) что-то плоховат. А вот Малороссия, которая, если можно так выразиться, параллельна теперь с нашей страной, начинает действовать. Кулиш затевает журнал «Основа» на русском, малор[оссийском] языках, кроме того «Украинский вестник». Завидно». (Письма Г. Н. Потанина. Иркутск: 1987. Т. 1. – С. 49).
  Познакомимся поближе с идеями основателей сибирского областничества.
А. П. Щапов

Основоположники

  Афанасий Прокофьевич Щапов (1831 — 1876). По его мнению, процесс колонизации направлялся не авторитарной властью царей, а традиционными формами общественного устройства: общинным укладом, вечевыми собраниями, земскими соборами. Экспансия активировалась стремлением российского народа к свободной жизни, носила народный, не инспирированный правительством характер.
  Петр I и Екатерина ІІ нарушили естественное течение народной колонизации. Для дальнейшего развития народного потенциала требовалось развитие политического самосознания народа, децентрализация, развитие земского (местного) самоуправления.
  Сибирские колонисты, под влиянием контактов с коренным населением и природно-климатических факторов, развились в новый народный тип, отличный от населения центральной России.
  Следует отметить, что в оценке Щаповым коренных сибиряков сквозит пренебрежение. «Аборигены Сибири, находились на низкой ступени умственного развития. В дальнейшем славяне ощутили своё физическое и умственное превосходство над сибирскими племенами. От сближения и смешения русского народа с сибирскими племенами (чудь, меря, лопари, самоеды, пермяки, вотяки, вогуличи, остяки и прочие) в умственной и нравственной организации развились или усилились многие азиатские негативные черты характера («азиатская леность, апатия, равнодушие, нервная притупленность, умственная дремота, привычки в пище, одежды, неопрятность и нечистоплотность»)». (Щапов А.П. Сочинения. СПб: 1908. Т. 3. – С. 47).
  Кроме «азиатских черт», отличающих сибиряков-колонистов от великороссов, существуют и другие, исходящие из общинно-вечевых традиций. Они выражаются «большею смелостью ума, большею любознательностью и отважною предприимчивостью». (Щапов А. П. Собрание сочинений: Доп. том к изданию 1905–1908 гг. — Иркутск: 1937. — С. 148).
Г. Н. Потанин
  Григорий Николаевич Потанин (1835 – 1920). Лидер сибирского областничества. Основываясь на положениях Щапова пришел к выводу, что не взирая на ощутимые культурные и экономические отличия от центра, стремление к автономии не связано с национальной идеей, решающую роль играет территориальный фактор.
  По мнению Потанина, колониальная политика метрополии сильно тормозила экономическое развитие Сибири. Этнические интересы сибиряков он считал не существенными. Впрочем, он не увидел стремления к освобождению от национального гнета ни в Украине, ни в Польше, считая, что борьба там вызвана экономическими причинами.
  Сказалось увлечение Потанина социалистическими идеями, согласно которым экономические отношения считаются основой общественной жизни («базисом»), а национальные различия вторичными элементами («надстройкой»). Подобные заблуждения станут причиной краха не только сибирского областничества, но и крупнейшей марксистской империи – СССР.
  В работе «Областническая тенденция в Сибири» (1907 год) Потанин заметил, что сибирские старожилы представляют собой сформировавшуюся этническую группу, отличную от переселенцев и каторжан из центральных губерний России.
  Более того, старожилы осознавали свою особенность. Они крайне не одобрительно относились к переселенцам, что приводило к конфликтам. Потанин ограничивается только констатацией факта противоречий между местными и мигрантами, без выводов об их этнической основе.
Н. М. Ядринцев. Рисунок К. О. Брож с фотографии В. Павловского, 1894 г.
  Николай Михайлович Ядринцев (1842 – 1894). Автор фундаментальной работы «Сибирь как колония», многочисленных работ по этнографии Сибири.
  Исследования Ядринцева подтверждают идеи Щапова о том, что природные и исторические факторы сделали сибиряков весьма непохожими на жителей европейской части России. Контакты с коренным населением изменяли не только бытовой уклад колонистов, но и их физиологию.
  Более того, в Обдорском и Березовском краях тесные контакты с хантами, татарами, самоедами стали причиной фактической ассимиляции колонистов этими народами. (Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб: 1882. – С. 14).
  Ученный не делает вывода, что сибиряки являются отдельным народом. Возможно причина этого в цензуре: царизм считал «русскими» не только сибиряков, но и украинцев с белорусами.
  Да и в наше время полно «истинно русских людей», которые, не понимая ни слова по-украински или белоруски, считают всех «триединым народом». Тут, как говорится, медицина бессильна.
  Ядринцев считал Сибирь уникальным регионом, находящимся на стыке двух цивилизаций: азиатской и европейской. Для дальнейшего развития Сибири необходимо, по мнению ученного, создать местную интеллигенцию. Для этого требовался, хотя бы один, сибирский университет, долженствовавший сыграть роль интеллектуального центра, стимулирующего развитие и процветание края.
  Ядринцев указывал на очень неблагоприятное воздействие колонизации на коренное население. Основываясь на статистических данных, он доказывал серьезное уменьшение численности коренного населения.   Причины: стычки с колонистами, жестокая колониальная эксплуатация, изменения традиционного уклада жизни и среды обитания, эпидемии.

Деятельность

  Все сибирские областники сходились во мнении, что климат, природа и ландшафт определяют культуру, психологию и этническую идентичность. Возможность для развития Сибири они видели в устройстве автономии, по типу Североамериканских Штатов.
  В качестве важнейших мер считали необходимым повысить уровень образования, дать свободу общинной инициативе, стимулировать свободное переселение и прекратить высылку преступников из центральных губерний.
  В 60-е годы 19 века деятельность сибирских областников ограничивалась в основном устным обменом мнениями. Но 25 мая 1865 года ситуация резко изменилась.
  Благодаря стечению обстоятельств омская полиция обнаружила принадлежавшую Гавриле Усову рукописную прокламацию «Патриотам Сибири». В ходе следствия Усов показал, что вместе с ним в сепаратистской деятельности участвовали Потанин, Ядринцев и Шайтанов.
  Хотя следствие не обнаружило больше никаких предосудительных материалов, к делу «о сибирском сепаратизме» привлекли 70 человек, из них осудили на заключение и ссылки 19.
  Потанина с Ядринцевым приговорили к каторге на 5 и 12 лет соответственно. Правда, «кровавый царизм» заменил каторгу ссылкой.
  Сроки оказались непродолжительными, и уже в 70-е годы областники продолжили разрабатывать и популяризировать свои идеи. Основные усилия они сосредоточили на выпуске журналов и газет продвигавших идеи о необходимости децентрализации и областного возрождения.
  Кроме того, областники занимались изучением Сибири и развитием образования в ней. Идея Ядринцева о создании сибирского университета встретила яростный отпор центра. Первый сибирский университет открыт в Томске лишь в 1888 году с единственным медицинским факультетом.
  28 – 29 августа 1905 года в Томске состоялся нелегальный съезд Сибирского областного союза. Съезд принял «Основные положения Сибирского областного союза», где утверждалось, что Сибирь по всем условиям (природным, этнографическим и другим) является обособленной областью.
  Поэтому, имеет право на самоуправление, осуществляемое Сибирской областной думой, в ведении которой должны находиться местный бюджет, образование, транспорт и коммуникации, здравоохранение, земля и недра, землепользование, вопросы миграции и «инородцев». Столыпинская реакция не дала осуществиться этим планам.
  Все изменилось в 1917 году. В октябре в Томске состоялся первый сибирский областной съезд принявший постановление «Областное устройство Сибири», во многом повторявшее «Основные положения Сибирского областного союза» 1905 года.
Трагедия коренных народов Севера
  Наряду с движением областников поднимается национальное движение порабощенных Москвой народов. Первыми проявили активность диаспоры украинцев, поляков, евреев, немцев. В скором времени возникли татарские организации в Томске, Тюмени, Омске.
  6 марта 1917 года в Чите возник бурятский оргкомитет. Уже в апреле Временный бурятский оргкомитет выдвинул проект национальной автономии. Летом того же года алтайцы добились автономного статуса, создали Алтайскую Горную дума во главе Г. И. Гуркиным. Вскоре шорцы на съезде организовали особый отдел Думы.
  В январе 1918 года в Томске учреждается Временный Сибирский областной Совет во главе с Григорием Потаниным, которому на тот момент было более 80 лет. Высший законодательный орган Сибирская Областная Дума начала работу 20 января.
  Большевики через несколько дней разогнали Думу. Вскоре коммунисты бежали, спасаясь от бойцов чехословацкого корпуса.
  Сменившее власть большевиков правительство Колчака, стояло на позициях «единой и неделимой». Областники оказались не удел. Провозглашенная Временным Сибирским правительством «Декларация о государственной самостоятельности Сибири» 4 июля 1918 года, колчаковцы отменили в ноябре.
  Движение областников не прекратило существование. Идеи территориальной автономии Сибири разрабатывали в эмиграции М. П. Головачев, П. В. Вологодский, И. А. Якушев, И. И. Серебренников, И. К. Окулич и другие сибиряки. На родине идеи сибирской автономии подавили красным террором.
  Подводя итог деятельности областников, отметим: их идеи потерпели поражение из-за требований постепенной автономизации. Необходимо было брать курс на создание независимого государства.
  Нечто подобное произошло и в Украине. Украинское освободительное движение, тоже поначалу ориентировавшееся на федерализм и автономию, а также социалистический бред в духе Драгоманова и Винниченко, потеряло драгоценное время и инициативу, а вмести с тем и шанс создать независимое государство. В то время как Эстония, Польша, Финляндия сразу заявили о стремлении к полной независимости и добились ее.
  При коммунистах в Сибири повторилась ситуация описанная сибирским поэтом Константином Кацем (псевдоним — Дубровский.) «На протяжении уже трехсот лет эта печальная, забытая окраина служит для центра государства, с одной стороны… житницей, отдающей все свои обильные природные богатства, а с другой — местом, куда метрополия щедрою рукой отбрасывала все свои негодные, порочные элементы». (Дубровский К.  Рожденные в стране изгнания. ПГ: 1916. — С. 4).

Неообластничество

  Во второй половине 1980-х, во времена «перестройки», в Сибири начала возрождаться идея об увеличении сибирской автономии. Из-за долгой «диктатуры пролетариата» эти организации находились под влиянием социалистической идеологии: Социалистический клуб, Байкальский анархический союз, Байкальский Народный Фронт.
Хорош вершить заместо нас! Сибирь будет свободной, Москва нам не указ!
  Экономический кризис начала 90-х привел к потере общественного интереса к этим идеям, но стабилизация, наступившая на грани тысячелетий, снова сделала идеи автономии привлекательными.
  В 1998 году возникла Освободительная Армия Сибири, позже переименованная в Областническую альтернативу Сибири, во главе с М. Кулеховым, И. Подшиваловым, Д. Филипченко. Организация ставила целью создание независимого Сибирского государства. Организаторы считали себя приемниками областников 19 века, активно использовали их идеи.
  Весной 2005 года возникла группа «Сибирская Вольгота», работающая в интернет-пространстве над кодификацией сибирского языка.
  Идеи сибирской независимости высказывались региональными политиками из различных партий и организаций. По некоторым данным имели место распространение листовок, проведение митингов, подготовка вооруженного восстания (2009 — 2010 годы). В августе 2014 готовился марш «За федерализацию Сибири» под лозунгами «Хватит кормить Москву» и «Покажем Москве Сибирь», запрещенный властями.
Покажем Москве Сибирь!
  Не смотря на кажущуюся немногочисленность освободительного движения Сибири, оно имеет шансы на успех. Есть идеи сибирской независимости, есть люди – носители идей, некоторые из этих людей настроены решительно.
  Ландшафт Сибири позволяет вести успешную партизанскую войну против сил центра. Ухудшение экономической ситуации в Сибири способствует росту популярности идей независимости.
  Существует не только свободительное движение потомков сибирских колонистов. Не стоит забывать о стремлении к свободе порабощенных Москвой коренных народовСевера.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!  

1 коментар:

  1. Полностью разделяю ваш взгляд! В ФБ послал вам свой материал, буду рад, если опубликуете.

    ВідповістиВидалити