Разрушение веры и святынь – из истории завоевания коми-пермяков Московией
Лебедев К. Освоение русскими новых земель. 1904 г. |
Завоевание Великой Перми – яркий пример взаимодействия церковной и светской власти Московии с целью захвата чужих земель.
Пермь издавна привлекала московитов как источник ценного меха, или, как тогда говорили, – «рухляди». На дани взымаемой рухлядью – ясаке, держалась вся экономика Московского княжества, подобно тому, как экономика современной РФ выстроена на торговле нефтью и газом.
Кроме того, Великая Пермь служила кратчайшим путем из Московии в Сибирь, а также важнейшим узлом, позволявшим контролировать всю уральскую торговлю.
Карта княжества Великая Пермь |
«Того же лета, Иулиа 26, прииде весть великому князю из Перми, что воевода князь Федор Пестрой землю Пермскую взял. А пришел в землю ту на усть-Черные реки на Фоминой неделе в четверток, и поиде оттуду на коних на верхнюю землю к городку Искору, а Гаврила Нелидова отпустил на нижнюю землю на Урос, на Чердыню да на Почку, на князя на Михаила. Князю же Федору не дошедшу еще городка Искора, и сретоша его пермичи на Колве ратью, и бысть им бой между собою, и одоле князь Федор и поимал на том бою воеводу их Кача. И оттуду князь Федор поиде таки ко Искору и взять его и воиводы их поимал, Бурмота да Мичкина, а Зынар по опасу пришел к нему; поимал же и иные городки и пожегл. А Гаврило, шед, те места повоевал, на которые послан. И потом прииде князь Федор на устие Почки, где впала в Колву, и сождася тамо со всеми своими, а поиманих туто же преведе; срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя. И оттуду послал князь Федор князи Михаила к великому князю и тех Бурмота и Мичкина и Кача и сам остался тамо в городке Почке, а что имал у тех у Бурмота и Мичкина и Кача, а то послал к великому князю: 16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна, да 3 пансыри, да шелом, да две сабли булатные». (Никоновская летопись. 1901 – С. 148).
С первого взгляда может показаться, что речь идет о военной экспедиции, в ходе которой захватили важнейшие крепости Великой Перми. Однако видимость оказывается обманчивой.
Пермская эмблема. Царский титулярник 1672 года. |
Как показано Корчагиным и Шабуровой, (П.А. Корчагин, Е.В. Шабурова. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV - нач. XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты. – Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь: 2009. № 6. – С. 193), удар по святыням нанесли во время важных языческих празднеств коми-пермяков.
Главной целью военной экспедиции московиты ставили уничтожение и надругательство над святынями Великой Перми. Разрушение традиционной религии коми-пермяков делало дальнейшее их порабощение вопросом чисто техническим.
Уничтожение святилищ сопровождалось огромным пропагандистским эффектом: раз боги коми-пермяков не смогли защитить себя, куда уж им оборонять простых людей. Раз так следует вверить себя более могущественному богу, а точнее его представителю на Земле – князю Московскому.
Говоря современными терминами, поход Федора Пестрого операция в большей мере информационной, нежели обычной, войны. Операцией успешной – хотя еще некоторое время Пермью Вычегодской продолжали править князья местной династии, княжество попало в прямую зависимость от Московии.
Великая Пермь стала важнейшим плацдармом для завоевания соседних земель. В дальнейшем, именно отсюда совершили шесть походов с целью покорения зауральской Югры и сохранявших независимость пермских территорий. Следом за ними пришел черед распрощаться с независимостью Великого Новгорода.
Великая Пермь и Пелымское княжество |
Еще в 1383 г. «приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещении пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем с Дмитрием сразсудив, поставил его Стефана епискупом пермскую землю» (Вычегодско-Вымская летопись // Истор.-филол. сб. Сыктывкар: 1958. Вып. 4. – С.259).
Это прямое попрание прав новгородской епархии. В 1385 году новгородцы совершили два неудачных военных похода, в результате которых, скрепя сердцем, согласились с контролем поставленным Москвой епископом, над землями пермяков.
Духовный владыка фактически выполнял функции наместника московского князя: собирал пошлины, вершил суд и даже ведал вопросами обороны.
Сей наместник полностью поддерживал государя Московии, о чем свидетельствует факт проклятия епископом Питиримом соперника московского князя Василия II Темного – Дмитрия Шемяки в 1447 году. Пермский владыка даже благословил и снарядил рать против Шемяки в 1450 году.
Рвение Питирима заметили соседи, стремившиеся отстоять свою независимость. В 1455 году вогуличи, старинное московское название народа манси, совершили поход в пермские земли, и ликвидировали епископа, ревностно служившего князю московскому. «Приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцов. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Пермь Великую воевали, Питерима идуще с Перми поимали и убили».
Что, впрочем, не остановило ни московского князя, ни подчиненную ему церковь. Уже в 1462 году «владыко Иона добавне крести Великую Пермь постави им церкви и попы и княжат Михайловых крести» (Вычегодско-Вымская летопись // Истор.-филол. сб. Сыктывкар: 1958. Вып. 4. – С.261 – 262).
Вскоре за этим последовал поход Федора Пестрого нанесший смертельную рану традиционной вере коми-пермяков, а заодно их государственному суверенитету.
Правление местных князей, признавших вассальную зависимость от Москвы, длилось сравнительно не долго. Через три десятилетия, в 1505 году, московский князь Иван III окончательно отстранил от власти местную династию – «свел с Великие Перми вотчича своево князя Матфея и родню и братию ево», и назначил править землями коми-пермяков своего наместника Василия Коврова.
Дальнейшая история для коми-пермяков сложилась относительно благополучно – в отличие от мери и чуди, их не полностью ассимилировали, они сохранили этническую идентичность до наших дней.
Не исключено, что полная ассимиляция московством коми-пермяков вопрос лишь относительно непродолжительного времени. Согласно переписи 2010 года из 95 тысяч лиц признавших себя коми-пермяками, родным языком владело лишь две трети – 63 тысячи человек.
Эмблема Пермской земли. Саадачный покровец, около 1626 года. |
Коми-пермяки пока что не исчезли с лица Земли как меря, мещера, мурома или чудь заволочская. Но возможно, в исторической перспективе, московская колонизация не дала шанса Великой Перми развиться в такую же успешную державу как Финляндия – государство другого финно-угорского народа.
Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!
Немає коментарів:
Дописати коментар