неділю, 30 травня 2021 р.

Прожекты колоний Российской империи в Южной Америке

 Прожекты колоний Российской империи в Южной Америке

 
Остров Тобаго
  Российская пропаганда называет захваты Россией чужих территорий не иначе как «присоединением». Мол, все эти земли располагались на рубежах империи, а посему их поглощение не что иное, как «собирание исконных земель».

  При этом, скромно умалчивают, о планах «присоединить» далекие территории Полинезии, Африки и Южной Америки. В качестве причины выдвигается простой аргумент: «О чем тут говорить? Захотели бы – присоединили!» .

Проект Руперта Бека

  21 января 1711 года посол Московии в Лондоне князь Борис Куракин получил от английского купца Руперта Бека проект «Об учреждении в Западной Индии коммерции». Сей документ сейчас хранится в Центральном государственном архиве древних актов РФ.
  В записке на высочайшее имя, Бек предложил Московии организовать захват острова Тобаго – самого южного в Антильском архипелаге. Основанием для «присоединения» острова служил факт его принадлежности герцогству Курляндскому, уже «присоединенного» в то время, к Московскому царству.
  Овладение островом позволяло создать крупную логистическую базу для торговли с американскими колониями Великобритании, Испании и Франции, и индейским населением этих территорий.
Генеральное земного глобуса изображение. Атлас, сочиненный к пользе и употреблению юношества и всех читателей ведомостей и исторических книг. СПб, при Академии наук, 1737 г.
  В качестве продовольственной базы новой колонии Московии предполагался сам остров, где существовала возможность получать хорошие урожаи картофеля, сахарного тростника, а также ловить рыб, черепах и птиц.

  Но препятствовало одно «но»: за несколько лет до составления проекта Бека, герцог Курляндский продал Тобаго торговой компании англичан, «за 10 000 фунтов стерлингов с условием, что эта сумма будет ими выплачена в течение одного года, и в случае просрочки этой выплаты покупка будет аннулирована».
  Поскольку английские предприниматели денег за остров не уплатили, он вполне, по мнению Бека, подходит для собирания исконных земель Московии.
  Вряд ли Петр І и царедворцы читали сей документ – недосуг им заниматься крошечными островами в Карибском море. Они мечтали сокрушить Османскую империю и, как минимум, отнять у нее Молдову.
  Реальность оказалась иной – армия Московии лишь чудом избежала полного разгрома в Прутском походе, после чего царь Петр лишился реальной власти.
  Кроме того, остров Тобаго оказался предметом колониальных споров Франции и Великобритании, посему Московское царство не пожелало ссориться с самыми могущественными государствами Европы, за остров, имевший всего лишь 12 миль в длину и 2 мили в ширину.

Проект завоевания «в Зюйдной стороне Америки в Магеллании, Урагвои, Гваире, Парана, в средние Бразилии и Амазонах с Гвианою, числом больше 80 королевств»

  Российский историк Иван Забелин, работая с архивами документов 18 столетия, обнаружил «Проект о завоевании его цесарскому величеству великороссийскому зело великих и богатых земель с почтением за секрет предлагаемой». В январе 1851 года он опубликовал сей документ в первом номере журнала «Москвитянин» (стр. 121 — 124).
  Проект не имел даты. По предположению Забелина он относился к периоду между 1720 – 1723 годами.
Серов В. Портрет Ивана Забелина. 1892 г.
  Неизвестный автор проекта предлагал «величеству великороссийскому» «присоединить» земли «в Зюйдной стороне Америки в Магеллании, Урагвои, Гваире, Парана, в средние Бразилии и Амазонах с Гвианою, числом больше 80 королевств, княжеств, провинцей, и народов, которыя по се число ни от какого европейского короля не завоеваны, но волны: от болшей части плодородныя, под здравым воздухом, богаты металами; их легко можно завоевать и которыя видятся для цесарского величества российского сохранены быть, к завоеванию и владению». (В цитате сохранены орфография и пунктуация оригинала).
  По мнению автора, захват территорий не представлял особых трудностей, если не вступать в конфликт с администрацией соседних испанских и португальских колоний.
  Для осуществления проекта требовалось 12 тысяч пехотинцев, 4 тысячи драгун, 60 больших транспортных и 10 военных морских кораблей, 30 речных суден, 40 тысяч ружей, 400 тысяч гульденов наличными да провизии на 9 месяцев. При этом автор проекта уверял, что новые земли возьмут без сопротивления, но на завоевание их отводил года 2 – 3.
  По уверениям прожектера, подлежащие колонизации земли богаты золотом, серебром, медью, железом, свинцом, а также позволяли получать огромную прибыль от выращивания и продажи сахара, индиго, коки, кошинели, табака, шелка и другой продукции. По расчетам, налоги, взимаемые с местного населения приносили бы по несколько миллионов гульденов ежегодно.
  Земли острова предлагалось распределить между 12 господами, которые заведут на подчиненной территории крепостное право и прочие духовные скрепы «русского мира». За сию честь они обязались построить в Санкт-Петербурге дворец и 100 дворов.
  Прибыль от колоний планировалась от 40 до 80 миллионов гульденов ежегодно, что позволило бы содержать армию в 60 – 80 тысяч солдат, да флот в 50 – 60 боевых кораблей. Из коренного населения намеревались создать армию в 80 – 100 тысяч человек для войн «против турков или персиян».
  Проект не заинтересовал империю – царизм к тому времени «присоединил» столько соседних территорий, что более озаботился их удержанием, нежели захватом заморских колоний.

Проект «новой слободы в Америке, между областьми подвластными Гишпанской и Португальской корон»

  С такими словами реляции обратился к императрице Анне Иоанновне 22 августа 1735 года российский резидент в Лондоне Антиох Кантемир. Он извещал государыню, что компания богатых английских купцов во главе с португальцем Дакостой, горит желанием основать, под протекцией царицы, колонию между землями португальской Бразилии, Новой Испания и Голландской Гвианы, и для почина готовы ассигновать триста тысяч фунтов стерлингов на сие благородное дело.
Амигони Я. Портрет князя Антиоха Кантемира. 1735 г.
  От Ее императорского величества требовалось совсем немного: жалованная грамота на новые земли, два военных корабля при 70 пушках, да полтысячи солдат, которых купцы доставят на место за свой счет.
  В обмен колонисты обязывались исправно выплачивать в государеву казну десятину от всех добытых драгоценных камней и металлов, 5% пошлины со всех ввозимых товаров и 50% выручки от продажи земли.
  Власти Российской империи опасались подвоха, ибо по законам Великобритании английские подданные не могли захватывать земли для иностранных государств. Чтобы избежать недоразумения, Дакоста, в докладной записке императрице, советовал занять «ничейные» земли силами Российской империи, а затем договориться с английскими предпринимателями о концессиях.
  Весной 1736 года в Петербург для переговоров с вице-канцлером Российской империи Андреем Остерманом, живо интересовавшегося открывшейся перспективой, прибыли эмиссары Дакосты: капитан Спидвелл (настоящая фамилия – Оупи) и коммерсант Каньони.
  Люди Дакосты уверяли Остермана в благоприятных условиях для создания российской колонии в Америке, и отсутствие каких-либо возражений со стороны Испании, Португалии и Великобритании.
  Пока шли эти переговоры, часть английских купцов решила действовать под эгидой британской короны. Они отправили в «ничейные» земли английский военный корабль, создав тем самым там колонию для Британской империи.
  Дакоста рекомендовал россиянам послать корабли для возвращения американских территорий «в родную гавань».
  Британская корона приложила все силы дипломатического представительства в Санкт-Петербурге, дабы избежать вооруженного столкновения, и оставить все как есть.
  Бирон и Остерман заверили посла Великой Британии, что у них и в мыслях не было намерения создать российские колонии в Южной Америке. Осенью 1737 года подобное заявление при дворе английского короля сделал Антиох Кантемир.

Проект Симона Аброгама

  9 сентября 1736 года Сенат Российской империи начал рассмотрение сообщения Симона Аброгама. Голландский негоциант предлагал царским властям «присоединить» земли расположенные напротив острова Дабаго (скорее всего – Тобаго), в которых правит принц Юпитер Таривари.
  Эти территории оставались независимыми, не смотря на соседство голландцев и испанцев. Захват этих земель позволил бы россиянам организовать бойкую торговлю сахаром, кофе, пряностями, хлопком, «драгоценными» птицами, цитрусовыми, а также добывать серебро.
Якоби В. Шуты при дворе Анны Иоанновны. 1872 г.
  Сенат, по указанию императрицы, начал рассмотрение возможности реализации проекта голландского купца Аброгама, но вскоре, в свете событий связанных с проектом Дакоста, решил закрыть дело 27 марта 1737 года.
***
  Исторические документы свидетельствуют, что Российская империя была не прочь «присоединить» к себе «исконные» заморские земли. Но империалистическим желаниям не благоприятствовали реальные возможности.
Литература
  1. Ефимов А. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. М.: Воениздат МВС Союза ССР — 1948.
  2. Москвитянин. 1851 г., ч. 1. стр. 121 – 124. Публикация И. Забелина.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Немає коментарів:

Дописати коментар