Российско-индейские войны: противостояние тлинкитов и «Российско-американской компании»
Освоение Российской империей земель Североамериканского континента происходили по схемам, обкатанным еще во времена завоевания Сибири: захват заложников (аманатов) для получения рэкета (ясака). Нельзя сказать, что эти методы неэкономического принуждения использовали вследствие их высокой эффективности. Скорее наоборот, они порождали массу издержек: насилие и гибель людей – как колонизаторов, так и коренного населения.
Никакими
другими методами россияне просто не располагали. Наладить торговлю с коренными
американцами они не могли: отсутствовали товары, пользовавшиеся
спросом, да и то немногое, что россияне могли предложить, имело
огромную себестоимость из-за транспортных расходов.
В Аляску из центральной
России вело два пути. Сухопутный – через необъятные сибирские просторы. И морской
– через Атлантический и Индийский океаны, в обход Африки и Южной Азии. Сверхценная идея «величайшего ученого» Михаила Ломоносова о Северном морском пути по Ледовитому океану, остается
весьма проблематичной и в наше время, несмотря на наличие мощных атомных
ледоколов.
При таком раскладе невозможно наладить доставку
необходимого количества востребованных североамериканскими аборигенами товаров. По этой причине россияне не продавали алкоголь алеутам и индейцам:
доставка стоила очень дорого, а выращивать зерно для производства водки на
месте было некому, да и незачем. Вместо алкоголя россияне завозили табак, к
которому приобщили коренных жителей Аляски.
Россияне не могли выдержать
конкуренцию с американскими и британскими торговцами. Благодаря развитой промышленности и
судоходству англосаксы предлагали коренному населению широкий ассортимент
товаров: от безделушек до оружия, тканей, алкоголя и прочего, по ценам более
заманчивым, нежели российские.
Англосаксы не истребляли
индейцев Аляски, а установили с ними
взаимовыгодные партнерские отношения. Американцы платили 8 аршин сукна с
зеркалами, крупами, сухарями, ножами и патокой в придачу, за одну шкурку
калана. Россияне оценивали шкурку не более 4 аршин сукна, без всяких
дополнительных бонусов. Чаще всего носители духовных скреп просто отбирали мех в
уплату ясака.
Калан (морской бобер). Зарисовка по описанию Георга Вильгельма Стеллера неизвестного художника. 1827 г. |
Стоит ли удивляться, что за год англичане и
американцы закупали у коренного населения от 10 до 15 тысяч шкурок каланов, что
равнялось объему добычи российскими промышленниками за 4 года.
В сложившейся ситуации россиянам казалось, что самое простое решение – доставить в американские колонии определенное количество служивых людей и промышленников, снабдить их оружием и провиантом. Далее они создадут вооруженные опорные пункты, благодаря которым колонисты или займутся самостоятельным промыслом пушного зверя, или заставят это делать местное население. Из-за не большой численности россиян, ставку делали на местных аборигенов, в качестве стимула используя насилие и долговую кабалу.
Если сопротивление алеутов и алутииков удалось сломить, то при соприкосновении с индейцами «нашла коса на камень».
Впрочем, обо все по порядку.
Первые контакты и конфликты
Первоначально контакты россиян и индейцев
тлинкитов проходили вполне мирно, но случались и вооруженные конфликты.
Первая встреча россиян и тлинкитов произошла 18
июля 1741 года. На земли индейцев с российского пакетбота «Св. Павел» (капитан
А. И. Чириков) высадилась разведгруппа из 11 до зубов вооруженных моряков, во
главе с флотским мастером Дементьевым. Все они исчезли самым таинственным
образом.
Вскоре на берег сошли еще 4 моряка, с аналогичным результатом. Что
случилось с этими 15 моряками выяснить так и не удалось. «Св. Павел» не
стал более испытывать судьбу и покинул негостеприимный берег.
Следующий
визит носителей «духовных скреп» произошел лишь в 1788 году. Экипаж галиота
«Три святителя» причалил в Якутатском заливе. Прибывшим удалось завязать мирное
общение с тлинкитами, произошел обмен дарами и товарами.
Вскоре носители «духовных скреп» начали
строительство укрепленных лагерей в землях тлинкитов. В начале лета 1792 года,
экспедиция во главе с назначенным годом ранее управляющим американскими землями
«Российско-американской компании» Александром Барановым, создала лагерь на берегу
залива Принс-Вильям.
Флаг Российско-американской компании |
Среди колонистов насчитывалось 16 россиян и
несколько десятков коренных жителей Аляски, среди них чугачи или
алутиики – эскимосский народ, имевший
давнюю вражду с индейцами тлинкитами.
Индейцы посчитали, что пребывание заклятых
врагов, в такой близости и в таком количестве, является великолепной
возможностью отомстить чугачам за прошлогодний набег. В ночь с 21 на 22 июня 1792
года полторы сотни индейцев, вооруженных исключительно холодным оружием, напали
на лагерь непрошеных гостей.
Остановимся немного подробнее на вооружении
тлинкитов. Профессиональных воинов этот народ не имел, но в случае
необходимости сражаться шли все мужчины. Подготовка воина начиналась с самого
детства.
Каждый из них вооружался кинжалом, с которым практически никогда не
расставался. Кинжал имел два лезвия (колющее и режущее), изготавливался из
камня, а по мере знакомства тлинкитов с металлами – из меди или железа. Кроме
того, на вооружении находились копья и палицы. Для защиты использовали массивные
деревянные щиты, панцири и шлемы, а также плащи из толстой лосинной кожи. Защитное
снаряжение, не смотря на громоздкость, делало бойцов практически неуязвимыми в
военных конфликтах между коренными американцами.
Поселения тлинкитов обычно укреплялись деревянными частоколами, позволявшими выдерживать даже штурм с применением
легкой артиллерии. Для ведения боевых действий индейцы предпочитали вести
тактику внезапных нападений и засад. Идея открытых сражений, а тем более
позиционной войны, не пользовалась популярностью на севере американского континента.
Селение тлинкитов |
Благодаря торговле с американцами и
британцами, к началу XIX века, арсенал индейцев пополнился кремневыми ружьями, и даже легкими пушками.
Американские предприниматели охотно поставляли и все необходимые боеприпасы к
ним, в обмен на шкурки каланов и других пушных животных.
Россияне также были вооружены кремневыми
гладкоствольными ружьями, имели артиллерию. Подневольные им алеуты и алутиики
огнестрельного оружия не имели даже для промысла пушнины – колонизаторы боялись
давать порабощенным народам «огненный бой», опасаясь справедливого возмездия за
все унижения и гнет.
Вернемся к событиям той короткой июньской ночи. Перед самым рассветом в лагерь
колонизаторов ворвались индейцы, облаченные в громадные деревянные панцири и
шлемы, в огромных лосинных плащах, которые надежно защищали от пуль и картечи
колонизаторов.
Индейцы двигались организовано, работали согласовано, действия
бойцов координировали команды предводителей. Большинство подневольных россиянам
алеутов бросилось к байдаркам и спаслось бегством.
Алутиики |
Раненый в руку Баранов все же смог
организовать сопротивление. Он с небольшой группой колонистов два часа
сдерживал натиск индейцев при помощи пушки и ружей. От полного разгрома пришлых
спасла помощь, прибывшая от находившегося неподалеку судна «Симеон» (капитан –
Г. Измайлов).
Итог
сражения. Убито два россиянина, девять алеутов. Ранено 15 алеутов, о ранениях их
поработителей данных, кроме Баранова, нет. Кроме того, к тлинкитам перебежали
четыре мальчика чугача, приняв индейцев за освободителей. По сообщениям
колонизаторов, тлинкиты оставили на поле брани 12 погибших воинов.
После первого столкновение с индейцами
Баранов сделал вывод – для успеха компании и интересов Российской империи
необходимо вооружатся до зубов. Наладить взаимовыгодные о партнерские отношения
с индейцами не позволял ни уровень экономического развития империи, ни
менталитет («духовные скрепы») представителей «русского мира».
В 1794 году в земли тлинкитов прибыла новая
группа колонизаторов, состоявшая из 10 россиян и 900 подневольных им алеутов и
алутииков. Индейцы, едва завидев вторжение, оставили селение и укрылись в
лесу. Понаехавшие рыскали по окрестностям, пытаясь отыскать индейцев. В
результате стычки погибли 6 индейцев и российский толмач (переводчик), взят
в плен вождь краснокожих.
Впрочем, вождя одарили подарками и отпустили в обмен
на 17 аманатов (заложников). Справедливости ради, стоит отметить, что
колонизаторы также предоставили индейцам заложников, правда, из числа
порабощенных коренных американцев. В конечном итоге, россияне вернули индейцам
5 (из 17) заложников, оставив тлинкитам не более двух «российских» аманатов.
В последующие годы российская экспансия продолжилась. Колонизаторы пытались
предотвратить сопротивление тлинкитов военными демонстрациями и захватом
аманатов. До поры, до времени, это срабатывало.
Впрочем, терпение коренных
жителей оказалось не безграничным. Показателен случай 2 мая 1799 года. Разыгравшаяся
морская буря затопила 30 байдарок (из 550) экспедиции
сопровождаемой военными кораблями «Екатерина», «Орел», «Ольга». В результате 60 выброшенных бурей на берег человек, атаковали яки (индейцы
дружественные тлинкитами) возглавляемые Якегуа,
и чугачами во главе с Иркуком.
Иркук и Якегуа ликвидировали не более половины
потерпевших крушение. Позднее, в отместку за содеянное, россияне схватили и
казнили Якегуа. С Иркуком расправиться не удалось – к тому времени он уже умер.
К началу XIX века, Баранов создал ряд
укрепленных поселений в землях тлинкитов. Среди прочего, этому способствовали и
внутренние распри среди индейцев.
Пришлые колонизаторы из
России стали для индейцев не просто живущими по соседству поселенцами.
Основным занятием тлинкитов была охота, в том числе и промысел пушных животных.
Понаехавшие беспредельно хищническими методами промысла, просто
разрушали основу экономики индейцев. Кроме того, скрепоносцы не брезговали
примитивным грабежом индейских селений и даже захоронений. По мере усиления
российской экспансии конфликт становился неизбежным.
Начало войны
Даже поверхностный обзор отношений тлинкитов
и российский колонизаторов, позволяет полностью отвергнуть мифы Льва Гумилева о
естественном антагонизме московитов и индейцев.
В основе российско-индейского конфликта лежала
банальная алчность колонизаторов, не считавшаяся ни с кем и ни с чем. Представители
«русского мира» привыкли к абсолютному подчинению российских крепостных,
весь протест которых сводился к тому лишь, чтоб бухнуться на колени перед
барином самодуром, и расшибить в поклонах узкий лоб.
М. Тиханов. Портрет первого Главного правителя российских поселений в Америке Александра Андреевича Баранова. 1818 г. |
К удивлению Баранова сотоварищи, индейцы
оказались совершенно не похожими на лапотных мужичков, и принялись искоренять
оккупантов всеми доступными способами. Не прониклись тлинкитиы чувством
гордости за честь быть рабом огромной империи, чем весьма огорчили человека с говорящей
фамилией Баранов.
Барановатых оккупантов особо печалило то,
что индейцы усилено закупали у американцев огнестрельное оружие с
боеприпасами. Россияне справедливо полагали, что эти пули предназначались
носителям лапотной духовности.
Так и случилось. Зимой 1802 года в
Хуцнуву-куане (остров Адмиралти) состоялся великий совет вождей, которые приняли решение о вооруженном сопротивлении российским колонизаторам. Индейцы планировали напасть на Ново-Архангельскую
(Михайловскую) крепость, когда большинство ее обитателей уйдет на промысел. С
промысловиками планировали разделаться немного позже.
Вопреки планам первое столкновение произошло с промысловиками 23 мая. 10 россиян и
подневольных им 900 алеутов и алутииков составлявших
промысловую «партию» Ивана Кускова подверглись нападению тлинкитов. Не выдержав
атаки, подчиненные россиянам коренные американцы обратились в бегство, за ними
последовало и начальство.
Они бежали на противоположную сторону залива, где наспех
соорудили укрепления, позволившие отбить все атаки индейцев. Ситуация
становилась патовой, поэтому стороны обменялись аманатами (заложниками) и
заключили мир. Группа Кускова вернулась восвояси. Впрочем, очень скоро, они вновь отправились на промысел.
В 20-х числах июля (сведения о точной дате
противоречивы) 1802 года тлинкиты нанесли удар по Михайловской крепости на
острове Ситка, в которой находилось всего несколько десятков человек. Крепость сожгли, обитателей ликвидировали, лишь немногим удалось спастись бегством, или сдаться на милость победителей.
Л. Глазман. Битва при Ситке. 1988 г. |
Вскоре к руинам ситкинской крепости подошли
два американских корабля, командование которых потребовало выдать пленных
россиян и добытые индейцами трофеи. Подоспевшие на помощь россиянам американцы
обстреляли индейские пироги, и даже казнили вождя, отказывавшегося выполнять их
требования. Индейцев принудили отдать американцам пленных россиян и
значительную часть захваченной пушнины. Американцы передали всех пленников
Баранову.
В тоже время (в ночь с 19 на 20 июля)
тлинкиты выследили и разгромили партию Ивана Урбанова из 90 байдарок. Урбанов и еще несколько человек спаслись бегством, остальные
погибли или попали в плен. Индейцы провели операцию без потерь, уничтожили
все байдарки, захватили бывшую там пушнину.
В результате блестящих индейских атак летом
1802 года погибло около 250 россиян и их невольников. Колонизаторы лишились
важнейшего опорного пункта, а с ним потеряли и доступ к богатейшим охотничьим
угодьям. Российская колонизация Америка застопорилась. Ответный удар
колонизаторы смогли нанести лишь в 1804 году.
Завоевание Ситки
Баранов собрал армию из 150 россиян и тысячи
алеутов и алутииков, на 400 байдарках и 5 компанейских судах, по 4
пушки на каждом, при поддержке военного шлюпа «Нева» с 14 орудиями (командир Ю. Ф.
Лисянский) двинулся покорять остров Ситку. Вопреки обыкновенной практике, часть
туземцев получила огнестрельное оружие.
Г.-Ф. Паули. Алеуты, 1862 г. |
19 августа 1804 года, Баранов сотоварищи прибыли
на Ситку. Первый месяц ознаменовался мелкими стычками и переговорами с
тлинкитами.
Главные силы индейцев сосредоточились в
Крепости Молодого Деревца. По оценке Ю. Лисянского, там пребывало около 800 бойцов,
а также старики, женщины и дети. 1 октября россияне подступили к индейской
твердыне.
Россияне высадилась на берег, и установили
пушки. После артподготовки, вечером последовал штурм. Индейцам удалось отбить
атаку и даже контратаковать. Лидер тлинкитов, вождь Катлиан вооружившись
кузнечным молотом, зашел в тыл к россиянам, и в одиночку, нанес многим
оккупантам серьезные увечья. От полного разгрома россиян спасло лишь
артиллерийское прикрытие «Невы». Колонизаторы потеряли 10 человек убитыми и 27
ранеными, среди них и сам Баранов.
На следующий день индейцы попытались
обстрелять флот агрессоров из легких орудий, но не смогли нанести
какого-либо урона. В ответ Лисянский открыл огонь по индейской крепости из
морских орудий. Неравенство огневой мощи, а также дефицит боеприпасов вынудили
индейцев начать переговоры. 8 октября они оставили Крепость Молодого Деревца и
отступили вглубь острова. Россияне разграбили и сожгли крепость.
Вождь Катлиан отступил, но не сдался. Зимой
1804 – 1805 годов, индейцы тревожили оккупантов, нападая на отряды,
отправлявшиеся на поиски продовольствия. К весне тлинкиты возвели новое укрепление
– Крепость Маленького Палтуса.
Но боевые действия не возобновились. Катлиан
заключил мир с россиянами, и его вскоре низложили. Новый вождь относился к россиянам лояльнее, но обстановка на острове оставалась напряженной.
Россияне, отстроили Ново-Архангельскую крепость, которая оказалась в фактической осаде. К концу 1805 года в крепости началась цинга, уносившая жизни колонистов.
Война в Якутатском заливе
20 августа 1805 года тлинкиты захватили
крепость Якутат. Одной из причин атаки послужило обращение россиян с индейскими аманатами
как с рабами. Кроме того, колонизаторы перегородили реку, не давая рыбе идущей
на нерест попасть во владения тлинкитов. Над индейцами нависла угроза голода.
Тлинкиты приняли контрмеры.
Вождь Тануха разработал и реализовал план взятия Якутата. Индейцы могли
посещать крепость по торговым делам, чем и решили воспользоваться. Они проникли в
крепость с продуктами для обмена, а затем перебили большинство ее обитателей.
Из 60 жителей крепости спаслось не более 20.
Тлинкитские воины |
Воодушевленные успехом индейцы решили взять
еще одну крепость – Нучек. План операции оставался прежним – проникновение в
крепость под видом торговли, с дальнейшим истреблением обитателей поселения.
70
боевых каноэ тайно подошла к Нучеку. Но в крепости уже знали о событиях в
Якутате. Индейцев из «штурмовой группы» россияне пригласили на праздник, а
затем всех перебили. Бывшие в резерве тлинкиты, узнав о том, отступили. На
обратном пути флот индейцев попал в шторм. Часть каноэ утонули. В результате
неудачной экспедиции погиб вождь Танух и около 200 индейских воинов – огромные
потери для тех мест.
Новым вождем индейцев стал Лушвак. Он
принял решение покинуть побережье моря и отступить вглубь лесов. Россияне помедлили с ответным ударом за Якутатскую крепость, и решили отложить
предприятие на следующий год.
В том же 1805 году часть индейских племен собралась напасть на племя Лушвака, ослабленное громадными потерями в
походе на Нучек. Причиной усобицы стало банальное желание отобрать у Лушвака
все, что Тануху удалось захватить в Якутате. В результате коварного нападения
все племя Лушвака истребили вместе с вождем.
Новая стратегия тлинкитов
К концу 1805 года индейцы изменили методы борьбы. Они прекратили штурмовать хорошо укрепленные крепости
колонизаторов, предпочитали блокировать попытки россиян выйти за
пределы укреплений. Нападали как на промысловые партии, так и на группы
пытавшиеся разжиться съестными припасами. Колонизаторы теряли людей: умирали от голода и болезней, гибли в мелких стычках с индейцами.
Тлинкитская семья |
У россиян катастрофически упала добыча
пушнины, обитатели крепостей страдали от голода. Все это привело к окончанию
Российской экспансии. В 1821 году «Российско-американская компания» официально
запретила своим людям собирать с индейцев ясак и любые другие «приношения».
Рекомендовалось избегать любых ситуаций, которые могли спровоцировать враждебность
тлинкитов.
Индейцам разрешили вернуться в места, где они жили ранее. Вскоре
индейское селение раскинулось, чуть ли не у самых стен Ново-Архангельской
крепости. Российская экспансия в Америке захлебнулась.
Вместо заключения
Стратегия тлинкитов блестяще подтвердила
изречение Лао-цзы: «Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное».
Мужественная борьба разрозненных индейских племен смогла остановить экспансию
намного превосходившей их в военном и экономическом плане жестко
централизованной Российской империи.
Опыт российско-индейской войны
свидетельствует: в противостоянии с российским империализмом главное продолжать борьбу
и пытаться найти стратегии, наносящие удары по самым уязвимым местам империи-Химеры.
Использованная литература
1. Гринёв А.
В. Специфика товарообмена русских с туземцами Аляски в 1741-1867 гг.
Антропологический форум, 2016, №29.
2. Зорин А.
В. Индейская война в Русской Америке. Курск: КГМУ, 2002.
Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!
ЮРІЙ ЛИСЯНСЬКИЙ ПРО КОЛОНІАЛЬНУ ПОЛІТИКУ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ НА АЛЯСЦІ.
ВідповістиВидалитиУ листопаді 1804 року, здійснюючи навколосвітню подорож, Юрій Лисянський на шлюпі "Нева" прибув до тихоокеанського узбережжя Аляски - так званої "Російської Америки". Тут команда «Неви» на чолі з капітаном вимушено взяла участь російсько-індіанській війні (колоніальні війни не були метою експедиції). Зокрема, разом з військами «правителя Російської Америки» О. А. Баранова (1746-1819), на своєму шлюпі «Нева» та інших суднах Ю.Лисянський здійснив штурм захопленого індіанцями-тлінкітами форту на острові Сітка. Форт був захоплений за 4 дні (1-4 жовтня 1804 р.). Обидві сторони понесли суттєві втрати у живій силі, зокрема загинули троє членів екіпажу «Неви». Після проведених переговорів Ю.Лисянського з тойонами (вождями) було досягнуто домовленності та індіанці відступили. Згодом команда шлюпу «Нева» під керівництвом Ю.Лисянського взяла участь у будівництві нового форту, що отримав назву «Ново-Архангельськ» (зараз місто Сітка, США).
Під час перебування на Алясці та у Тихому океані Лисянський склав докладний опис островів Кадьяк та Сітка, накреслив надзвичайно точні мапи тихоокеанського узбережжя Аляски, дослідив та ретельно описав географічні й природні умови регіону, провів грунтовне етнографічне дослідження корінного населення. З гіркотою дослідник засвідчив надзвичайну бідність місцевих мешканців, з обуренням описав жорстоку політику російської колоніальної адміністрації (в особі керівництва РАК) по відношенню до корінних народів Аляски - ескімосів, алеутів, чугачів та інших.
"Кадьяк і острови, що його оточують, управляються чиновниками (Російско-Американської) Компанії. Усі природні мешканці перебувають у віданні Кадьяцької контори. Про інші місця, що належать Компанії, я не можу сказати з такими ж подробицями, як про Кадьяк, на якому я прожив близько року. Усі кадьякці вважаються тепер російськими підданими. Компанія не тільки за їхньої допомоги запасає собі і своїм службовцям, яких налічує до тисячі осіб, життєві припаси на цілу зиму, але й використовує їх на інші роботи. З них складаються партії для лову морських бобрів (каланів), вони промишляють лисиць, нерп, птахів та єврашків (арктичних ховрахів), одним словом, вони такі працівники, яких в інших місцях неможливо відшукати; виконують накази Компанії з найбільшим послухом і бувають задоволені тим, що їй за їхню працю заманеться заплатити. Крім бісеру, тютюну та інших європейських дрібниць, їм платять за промисел пташиними, єврашечими та тарбаганьїми парками за нижче наведеним списком. Ця остання торгівля є найвигіднішою для Компанії, оскільки не коштує майже ніяких витрат: матеріал, з якого жінки шиють різний одяг, добувають самі мешканці за нарядом та віддають у комори, де потім самі ж його й купують. Швачки у нагороду за свою працю отримують тільки голки, які залишаються в них від роботи, а тойонші (дружини вождів-тойонів) нерідко отримують по папуші (папуша - пакунок) тютюну.
(Продовження)
ВідповістиВидалитиОднак, треба зізнатися, що ця настільки прибуткова для Компанії торгівля може з часом обернутися найбільшою шкодою для тутешніх мешканців. Вони кожного літа від'їжджають від осель своїх до тисячі верств у малих шкіряних човнах і в такий спосіб на вельми тривалий час розлучаються зі своїми дружинами та дітьми, котрі не тільки примножувати рід свій, але й необхідно потрібної дя харчування свого їжі здобути бувають не в змозі. До цього додати треба, що в дорозі вони нерідко зустрічаються з ворогами і втрачають життя. Ті ж, хто залишається влітку на острові, замість власної своєї роботи, змушені бувають працювати на Компанію, навіть і самі найстарші люди не звільнені від цього тягаря. Вони ловлять морських птахів, і кожен з них зобов'язаний наловити стільки, щоб вистачило на сім парок. Такі порядки вкрай не подобаються тутешнім мешканцям, котрі ставляться до старості з великою пошаною. Мене запевняли, що багато стариків, обтяжених роками, вибиваються із сил, ганяючись за здобиччю по стрімчастих скелях, падають з них і таким чином стають жертвами користолюбства інших... Вищеозначені причини, якщо вони зовсім не будуть знищені, невпино зменшиватимуть кількість мешканців Кадьяка. Теперішнє становище кадьякців настільки суперечить правилам справедливості, наскільки є шкідливим і для самої Компанії. Якщо воно, на превеликий жаль, не зміниться на краще, то через 20 років не залишиться на цьому острові й 300 людей, а найбагатші у своєму роді промисли мають зникнути геть, бо майже жоден із природних росіян не в змозі вбити бобра... Тоді приїжджий не матиме нестерпного незадоволення зустрітися тут з жодним мешканцем, який блукає без будь-якого одягу, що зараз вельми часто бачити трапляється, не виключаючи навіть і таких людей, які за старих часів були заможними й вельми багатими."
"
(Завершення)
ВідповістиВидалити30 березня (1805 року) у нас весь день пішов на огляд берегів... Кілюдинська затока хіба що трохи коротша за Ігацьку і майже зовсім на неї схожа... Дорогою приставали ми до одного селища, в якому знайшли безліч дітей та бабусь, майже напівмертвих від голоду, бо всі молоді люди чоловічої статі перебували з п. Барановим (ще з минулої весни). Не маючи достатньої кількості провіанту на зиму, ці нещасні були буквально заморені голодом. Бажаючи, наскільки можливо, полегшити їхнє тяжке становище, я віддав їм усю сушену рибу, що була тоді зі мною, і залишив це сумне місце, цю обитель нещастя, з не дуже приємними відчуттями... Це була справді зворушлива картина, коли я бачив, як ці виснажені істоти виповзали зі своїх хижин, щоб подякувати мені за незначне полегшення, яке я їм надав... Місцеві мешканці, що були сповнені найбільшої вдячності, залишивши свої халупи, вклонялися мені в землю і багаторазово вимовляли слово «ладно», що означає тут значно більше, ніж спасибі. Маю зізнатися, що такої суцільної бідності, як у цьому поселенні, я ніде й ніколи не бачив..."
"Наступного ранку, як тільки в околицях стало відомо про моє прибуття до гавані Трьох Святителів, кілька тойонів (вождів племен) зібралися, щоб побачити мене. Після звичайних компліментів та частування тютюном з мого боку, розмова почалася на загальну тему – про бідність. Я намагався з певною серйозністю переконати їх відкинути лінощі та неробство, які так помітні серед них, і взятися до роботи. Я вказав, як і в попередньому випадку, на численні зручності, які вони могли б отримати від цього, і яких вони зараз абсолютно позбавлені. Тойони уважно вислухали мою пораду і запевнили мене, що вони були б щасливі слідувати їй, але є багато обставин, що стоять на перешкоді. І я повинен зізнатися, що почервонів від сорому, коли почув, що головною з них була надмірна ціна, встановлена російською компанією на всі необхідні предмети, і особливо – на її залізні інструменти, що унеможливило для остров'ян їх придбання. Тойони говорили мені, що вони не мають коштів купувати інструментів з лавок компанії, бо змушені бувають платити за найпростішу сокиру два бобри, а за ніж – по одному... З цього кожний зрозуміти повинен, що неможливо завести хліборобство в такому місці, де найнеобхідніші для людини речі коштують так дорого. Це спонукало мене запитати про ціну й інших товарів, що продаються, і з усіх обставин видно, що кожному мешканцю, що має дружину і трьох дітей, потрібно вжити на одну тільки одежу десять морських бобрів щорічно. Нарешті наша розмова дійшла до самого джерела або до першопочатків їхнього нещастя. Тойон Розбитівського селища, людина за своїм станом досить розумна, почав історію свою тим, що від самого прибуття до них російських промисловців, вони з року в рік стають біднішими. Якщо це так, то якого покращення можна очікувати від цих людей, або як можна рекомендувати їм ефективно займатися обробітком землі, що було частиною моїх рекомендацій, які я їм давав?"
"Наступного дня, незважаючи на сніг та холодний вітер, я вирішив рушити вперед і о 9-й годині ранку прибув до селища Езопкіного, де через погану погоду змушений був заночувати. Опівдні штурман Калінін їздив до ближньої затоки, а я, дізнавшись, що в селищі Анікінському панує суцільний голодомор, від якого шість хлопчиків та одна стара вже померли, відправив туди на своїй байдарці сушеної риби та китовини..."
Юрій Лисянський, "Подорож навколо світу", СПб, 1812.
Urey Lisianski, "A Voyage round the World", London, 1814
Дякую за цікавий та змістовний коментар!
Видалитиhttps://lisianskymuseum.blogspot.com/?m=1
ВідповістиВидалити