субота, 17 липня 2021 р.

Александр Пушкин – верноподданный певец империи

 Александр Пушкин – верноподданный певец империи

 
Пушкин А. Цитата из стихотворения "Клеветникам России"
  Российский поэт Александр Пушкин в своих творениях  провозглашал себя проповедником добра и рьяным сторонником Свободы. Ну как не вспомнить его «Памятник» – подражание оде Горация «Exegi monumentum».
«И долго буду тем любезен я народу,
        Что чувства добрые я лирой пробуждал,
                Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.»     
  Однако, ряд высказываний Пушкина в других произведениях, позволяют усомниться в искренности поэта, и расценивать подобные чудеса словес не иначе, как похвалу самому себе.
  Предоставим слово Пушкину, снабдив его цитаты минимумом комментариев.

«Добрые чувства» великодержавного шовиниста

  О «добрых чувствах» к польским борцам за Свободу родины, поэт откровенно поведал в стишке «Клеветникам России». Пушкинская «доброта» проявилась в стремлении к расширению Российской империи, и ассимиляции всех порабощенных народов, в первую очередь – славян.
   «Кто устоит в неравном споре:
       Кичливый лях, иль верный росс? 
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
   Оно ль иссякнет? вот вопрос.»
«Или от Перми до Тавриды,       
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля        
До стен недвижного Китая,    
Стальной щетиною сверкая,  
   Не встанет русская земля?»     
  Образы борцов с российским империализмом Пушкин густо мажет грязью: они разбойники и дикари. Вспомним фрагмент поэмы «Кавказский пленник», и отметим, что подобную характеристику горских народов можно найти и в других творениях российского пиита.
«И видит: неприступных гор      
     Над ним воздвигнулась громада.   
Гнездо разбойничьих племен,    
   Черкесской вольности ограда.»    
Джерих А. Пушкин и Наполеон. 2019 г.
  Не лучше и отношение к украинцам. В поэме «Полтава» Пушкин понимает мотивы побуждавшие Мазепу совершить переход на сторону шведов.
«Но независимой державой      
Украйне быть уже пора:        
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.            
Готово всё: в переговорах     
Со мною оба короля».             
  Но в остальном тексте, Пушкин изображает гетмана своекорыстным предателем, «злодеем», «Иудой».
«Что он не ведает святыни,        
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,           
       Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,       
Что нет отчизны для него.»    
  Пушкинские эпитеты Мазепы один другого краше:
              «Во стане Карл и царь. Не дремлет
Его коварная душа;           
Он, думой думу развивая,  
  Верней готовит свой удар;
       В нем не слабеет воля злая.»  
  Естественно для Пушкина, российские колонизаторы и жестокие каратели типа палача Кавказа Ермолова – просто сказочные богатыри. Приведем отрывок из «Кавказского пленника».
«На негодующий Кавказ        
       Подъялся наш орел двуглавый;
Когда на Тереке седом        
  Впервые грянул битвы гром
  И грохот русских барабанов,
    И в сече, с дерзостным челом,
Явился пылкий Цицианов;     
Тебя я воспою, герой,             
  О Котляревский, бич Кавказа! 
Куда ни мчался ты грозой — 
Твой ход, как черная зараза,    
Губил, ничтожил племена.»    
«Поникни снежною главой,          
    Смирись, Кавказ: идет Ермолов!»
  Непокорные инородцы представляются ему чем-то вроде объекта охоты для пылких Цициановых.
«Перед утренней зарею     
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,       
Серых уток пострелять, 
Руку правую потешить,   
Сарацина в поле спешить 
Иль башку с широких плеч 
У татарина отсечь,          
Или вытравить из леса     
Пятигорского черкеса».     
  Особое внимание стоит уделить тому факту, что сии строки взяты из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет поемы сказочный, но пушкинское призрение к мусульманам – вполне реальное.
  Подобных цитат можно привести намного больше, но и сказанного достаточно, чтобы понять какие «чувства добрые» Пушкин «лирой пробуждал».

Прославление Свободы

  Стих «Памятник» — откровенная похвальба поэта, в доступной для самого себя форме. При этом совершенно не понятно, что он имеет ввиду, говоря о Свободе. Во всех его стихах Свобода – не более чем риторическая фигура, лишенная конкретного содержания.
  Воспоминания современников оставили много свидетельств реального отношения Пушкина к свободе. Для этой цели воспользуемся фундаментальным сборником российского писателя Викентия Вересаева «Пушкин в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников В 2-х т». М.: Советский писатель, 1936. Т. 1, 2.
  Начнем с того, что поэту и в голову не пришло дать волю крепостным крестьянам, хотя законы Российской империи позволяли это сделать. Правда и жестоким эксплуататором Пушкин не был. Едва получив в наследство имение в селе Кистеневе Нижегородской губернии (220 крепостных мужиков с женами и детьми), он 200 душ отдал в залог за кредит в 38 тысяч рублей (Вересаев. Ук. соч. Т.1 С. 242).
  Пушкин дружил с декабристами, но после провала их бунта, проявил себя верноподданным государя императора. После личной встречи царь простил ему «воспевание Свободы».
Устинов Е. Пушкин и Николай І. 1938 г.
  "«Пиши и пиши, я буду твоим цензором», — кончил государь и, взяв его за руку, вывел в смежную комнату, наполненную царедворцами. «Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем»". (Там же. С. 24). Присутствовавший при сем событии А. П. Пятковский добавляет, что император ласково указал на поэта и сказал: «Теперь он мой!» (Там же С. 29).
  Из доклада шефа корпуса жандармов Бенкендорфа царю: Пушкин «всюду говорит о Вашем Величестве с благодарностью и глубочайшей преданностью» (Там же. С. 32). Чуть позднее Бенкендорф написал: «Пушкин, после свидания со мной, говорил в Английском клубе с восторгом о Вашем Величестве и заставил лиц, обедавших с ним, пить за здоровье Вашего Величества. Он всё-таки порядочный шалопай, но если удастся направить его перо и его речи, то это будет выгодно» (Там же. С. 78).
Китаев А. Пушкин и Бенкендорф
  Досужий вымысел жандарма? Как бы не так! «Если государю императору угодно будет употребить перо мое, то буду стараться с точностью и усердием исполнять волю Его Величества и готов служить ему по мере моих способностей» (А.С. Пушкин. Полное собр. соч. Л., 1979. – Т. 10, С. 499).
  Вскоре, «государь император высочайше повелеть соизволил: отставного коллежского секретаря Александра Пушкина принять на службу тем же чином и определить его в государственную Коллегию Иностранных Дел» (Вересаев. Ук. соч. Т.1. С. 275).
  Через три недели новый указ: «пожаловать коллежского секретаря Пушкина в титулярные советники» (Там же. С. 279).
  С чего бы такие милости? Не за красивые стихи уж точно!
  Пушкина назначили придворным историографом с окладом 5 000 рублей в год (Там же. С. 287). С жалованьем вдвое большим, чем у создателя базовой парадигмы российской истории Карамзина.
  Задачу Пушкин ставили намного проще – создать историю царствования Петра І. С заданием придворный историк не справился.
Наумов А. Пушкин после дуэли с Дантесом. 1884 г.
  Тем не менее, после смерти поэта, российский царь приказал: «1) заплатить долги; 2) заложенное имение отца очистить от долга (120 тысяч рублей – Ю.Г.); 3) вдове пенсион и дочери до замужества; 4) сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу; 5) сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей; 6) единовременно 10 тысяч рублей». (Там же. С. 458).
  Несомненно, царя, за страсть к телесным наказанием палками получившему прозвище «Николай Палкин», сильно умилили пушкинские восхваления свободы, и «чувства добрые» ко всем порабощенным Российской империей народам.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

7 коментарів:

  1. Ну мы же украинцы восхищаемся талантом европейских поэтов и писателей. Многие из них к примеру не видели ничего плохого в том геноциде народов, которые Британия, Франция и прочие европейские страны устраивали другим народам.
    Может и европейскую литературу отправить в топку?
    К примеру того же Киплинга?

    ВідповістиВидалити
  2. К чему стадам дары свободы ? Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в роды.Ярмо с гремушками да бич. А.С.Пушкин

    ВідповістиВидалити
  3. fariyoar, ти пишеш "ми же украінци". Але послуговуєшся московською говіркою, думаєш як московит, і пропагуєш їхні парадигми. Стосовно Кіплінга та інших - весь світ, разом з батьківщинами тих літераторів, визнає, що європейські країни колонізували землі Азії, Африки та Америки. Московія ж заперечує факти колоніального експансії та визиску поневолених Москвою народів. Московство продовжує брехати про "нашу многанаціанальную страну" та "дабравольнає прісаєдінєніє брацкіх народаф". І в цьому докорінна відмінність європейців від лапотників, яку ніколи не збагне ватяний "мозок".

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. вітаю... у тебе з"явився особистий куратор з лахти... чогось довго вони на тебе уваги не звертали...

      Видалити
  4. Дякую за цікавий пост. Я вже давно розмірковував про ці речі та й прийшов до майже тих самих висновків. Не можу тільки зрозуміти одне: якщо цар Микола та Бенкендорф вважали Пушкіна вельми корисним, то чому не зупинили дуель? Бенкендорфу було досить викликати до себе Дантеса і зробити пару прозорих натяків ...

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Пушкін безліч разів приймав участь у дуелях. Бенкендорф просто не мав шансу за тим бабієм встигнути.

      Видалити