суботу, 17 жовтня 2020 р.

Кодунское государство – буддийская теократия Бурятии

 

Кодунское государство – буддийская теократия Бурятии 


Кижингинский дацан. Современный вид
  В 1919 году бурятский народ, защищаясь от российской агрессии, прибегнул к дхармавиджае (защите дхармой) – создал независимое буддийское государство «Кодунай эрхидж балгасан». Кодунское балагатское государство первая, и пока единственная, попытка провозгласить теократическое государство, по образцу Тибета, на территории Бурятии.

Накануне

  Московское царство завоевало Бурятию в 17 веке. Об основных вехах национально-освободительной борьбы бурятского народа против российского колониализма, от тех времен до наших дней, можно узнать из статьи «Бурятия в когтях двуглавого орла».
  В 19 веке в Российской империи возобладал принцип «православие, самодержавие, народность». На практике это означало признание «русских» государствообразующей нацией, с последующей русификацией всех порабощенных Москвой народов.
  В Бурятии царская политика имела свою специфику. Поскольку главным признаком «великоросса» служило православие, для ассимиляции бурятского народа использовалось насильственное крещение. С закрепощением «духовными скрепами» бурятский народ столкнулся впервые.
  Царизм пытался изменить жизненный уклад бурят с развитого кочевого скотоводства на земледелие, для размывания бурятской национальной идентичности.
  Но все это сущие пустяки по сравнению с усиленной колонизацией бурятской территории российскими переселенцами. К началу Первой мировой войны буряты лишились более половины земель в пользу прибывавших колонистов.
  Ситуацию усугубляло высокомерное отношение к коренному населению переселявшегося российского крестьянства. В довершение ко всему, царизм ссылал на окраины империи, в том числе в Бурятию, различных преступников, что также не вызывало восторга местного населения.
  К концу 19 века царские власти провели волостные реформы, в результате которых ликвидировали органы местного самоуправления – Степные думы и «инородческие» суды. Эти меры облегчали российскую колонизацию и русификацию края.
  Стараниями царизма уровень жизни коренного населения ухудшился. Буряты начали «голосовать ногами» – переселяться Монголию, подчиненную Китаю.
  Падение самодержавия привело к резкому усилению бурятского освободительного движения. Бурятские лидеры сориентировали народное движение на достижение автономии и организации органов самоуправления. Возникли национальные комитеты различного уровня, которые возглавил Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком), созданный в октябре 1917 года.
  Бурнацком проводил взвешенную политику, не поддерживая ни красных, ни белых россиян, разумно полагая, что их противостояние лишь идеологические разборки внутри империалистического лагеря. Что не спасало коренное население от насилия со стороны как тех, так и других.
  Большевистские банды, руководимые Сергеем Лазо и состоявшие из российских люмпенов, ссыльных и китайских хунхузов, нападали на местное население, вдохновляемые лозунгом «Грабь тварей!». Не менее зверствовало белое воинство атамана Семенова, который скверно контролировал своих полевых командиров.
Атаман Григорий Семенов
  Бурятский национальный комитет не располагал достаточной военной силы, дабы противостоять бесчинствам россиян – после поглощения Бурятии Московией, буряты не имели своих вооруженных сил и не несли воинской службы в царских войсках.
  В этих условиях, единственным разумным решением оказалось создание единого монгольского государства, на основе объединения всех бурятских и монгольских земель. В начале 1919 года в Чите состоялась панмонгольская конференция, провозгласившая создание Единого Монгольского государства – Монголын Нэгдсэн Нармай Улас.
  Действия россиян разрушили планы монголов, не располагавших военными силами, в количестве необходимом для защиты независимости.

Создание Кодунского балагатского государства

  Нехватку пушечного мяса ощущали и россияне. В конце 1918 года атаман Григорий Семенов издал указ о мобилизации бурят в ряды своей армии.
Буряты-казаки
  Что вызвало недовольство коренного населения – при царизме буряты освобождались от воинской службы. Теперь, желание сражаться за интересы пришлых колонизаторов не возникало вовсе.
  В поисках выхода, население Хоринского аймака (современный Кижигинский и соседние районы Бурятии) нашло оригинальный выход.
  Представители тридцати сельских общин обратились за советом к ширетую (настоятелю) Кодунского (Кижингинского) дацана ламе Лубсан-Сандану Цыденову. Он знал, что в роду Семенова были монгольские предки, кроме того атаман декларировал уважение к буддистским традициям.
Лама Лубсан-Сандан Цыденов
  Исходя из этого, лама предложил землякам создать независимое государство, построенное на основе учения Будды. Исповедую принцип ахимсы (ненасилия), в новое государство изначально отказывалось от создания каких-либо силовых структур. Буряты надеялись, что Семенов из уважения к буддизму, откажется от планов мобилизации граждан нового государства.
  23 апреля (6 мая) 1919 года у подножия священной горы Челсана состоялось Ехэ Суглан (Учредительное собрание) провозгласившее Манифест о создании государства буддистов – Кодунай эрхидж балгасан. Избрали Главу государства и правительство с министерствами: иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, государственного имущества и земледелия, торговли и промышленности, народного просвещения. Первое заседание правительства состоялось в начале мая.
Министры правительства Л. Цыденова
  Представители Бурнацкома, Совдепа и семеновской атамании лишались властных полномочий. Особо подчеркивалось, что новое государство создается на буддийском принципе ненасилия. Поскольку прежние административно-территориальные единицы (сомоны, хошуны, аймаки) основывались на военном принципе, все они упразднялись. На смену прежним, устанавливались новые названия: «хошуны» заменялись на «балагаты», давшее название всему движению сторонников создания теократического буддийского государства.
  Балагатское государство принципиально отказывалось от создания армии и полиции, имело слабую эконмическую базу. Большинство населения страны составляли сельские бедняки и середняки, сильно разоренные военными реквизициями скота царизмом, «белыми» и «красными» россиянами.
  Главой Кодунского государства провозгласили ламу Цыденова, принявшего титул ««Цог-Тугулдур Дхарма Раджа-хан» (Царь трёх миров, Владыка учения).

Лама Лубсан-Сандан Цыденов

  Начиная с 16 века буддизм составлял для бурятов Забайкалья основу духовной культуры, на которой строилась вся повседневная личная и общественная жизнь. Благодаря буддизму Ваджраяны (Алмазному пути Будды) пришедшему из Тибета, в Бурятии появилась письменность, науки и искусство. Дацаны (буддийские монастыри) стали центром интеллектуальной жизни, обогатившими мир трудами по буддийской практике и философии, восточной медицине, астрономии, литературе, а также шедеврами искусства.
  Буддисты считают: у каждого человека свой путь к просветлению. Поэтому, ценен опыт любого достигшего результатов на этом пути. В буддизме нет ересей – здесь мирно сосуществуют различные школы, каждый человек может выбрать ту, которая максимально подходит именно ему. Ибо учение Будды – прежде всего практика, призванная помочь отыскать личный путь к просветлению.
Лубсан-Сандан Цыденов
  Лубсан-Сандан Цыденов нашел свой путь. Он основал школу гармонично соединившую теории и практики различных школ тибетской Ваджраяны: гелукпа, кагьюпа, нингмапа, сакьяпа и шижедпа.
  Лама Цыденов реформировал буддизм, адаптировав его к новым историческим условиям. Благодаря ему практика и учение Будды вышли за пределы монашеских общин, распространяясь на всю сангху (сообщество) буддистов.
  О нравственной силе ламы Цыденова повествует легенда, до сих пор живущая среди бурятов Забайкалья. Она не находит документального подтверждения, но прекрасно свидетельствует о том, каким видели Лубсан-Сандана Цыденова его земляки.
  В 1896 году лама Цыденов в составе делегации буддийского монашества присутствовал на коронации царя Николая II. Согласно легенде, лама категорически отказался стать на колени перед российским самодержцем. Рослый Лубсан-Сандан гордо возвышался над коленопреклоненными монахами, без страха взирая на последнего царя России.

Уничтожение Кодунской балагатской теократии

  Реакция белого движения на создание буддийского государства бурятов ничем не отличалась от остальных носителей имперского сознания, именуемых «русские». Вкратце все можно обрисовать парой фраз: «единая и неделимая Российская империя» и «держать и не пущать».
  Первое заседание правительства Кодунай эрхидж балгасан (11 мая 1919 года) посетил представитель атамана Семенова – полковник Корвин-Пиотровский в сопровождении вооруженных до зубов казаков. Они арестовали правительство Балагатского государства, за посягательство на целостность исконно-посконных земель Московии. Ибо там, где ступил лапоть московита, помеченная территория превращается в «русский мир».
  Заточение правительства Кодунского государства длилось не долго. Семеновцы признали Цог-Тугулдур Дхарма Раджа-хана Лубсан-Сандана Цыденова сумасшедшим, и выпустили, объявив о лишении его светской власти. После всех злоключений авторитет ламы Цыбенова среди местного населения только увеличился.
  В марте 1920 года в Забайкалье появились коммунистические отряды Дальневосточной республики. Семенов попытался им противостоять, возобновил попытки забрить в армию новых бурятских рекрутов, но вскоре семеновские отряды разбили российские большевики, и в октябре того же года он отступил в Маньчжурию.
  Российские коммунисты арестовали ламу без промедления. В июле 1921 года лама Лубсан-Сандан Цыденов благословил из заточения приемника – восьмилетнего Бидию Дандарона. В начале июня 1921 года в Шолотском дацане его торжественно возвели на трон теократического бурятского государства, с соблюдением всего необходимого регламента.
  Вскоре, в 1922 году первый глава Кодунай эрхидж балгасан погиб в большевистских застенках. Но идея буддийского государства продолжала жить в бурятском народе.

Балагатское движение

  Россияне уничтожили бурятское государство, но не его идею. Она дала о себе знать при первых попытках возобновления колониальной эксплуатации.
  После изгнания атамана Семенова, левацкие элементы Бурятского национального собрания подались на службу большевикам марионеточного государства, прозваного Дальневосточной республикой (ДВР). «Диктатура пролетариата» фейковой республики без промедления обложила разоренное красно-белой войной Забайкалье непомерными налогами и повинностями.
  Как сказал Достоевский: «Низкая душа выйдя из-под гнета, сама гнетет». Обалдевшие от власти и безнаказанности коммунистические шариковы всех мастей устроили порабощенному люду такой гнет, что прежнее крепостное право, никогда не существовавшее в Бурятии, и царский абсолютизм показались добросердечным либерализмом.
Разгром Хужиртаевского дацана Совдепом
  Едва завоевав Забайкалье, российские большевики решили построить в крае несколько заводов. Естественно не дело вождей пролетариата марать белы рученьки тяжелой повседневной работой. Это вам не раз в сто лет пронести на субботнике мифическое бревнышко. Коммунисты обязали бурятов строить заводы бесплатно – рабским трудом.
   Основоположник марксизма – Маркс, прекрасно описал будущее ленинское государство, назвав его общественный строй «азиатским способом производства».
  Наряду с этим, разглагольствования Маркса об «устройстве социалистического общества» точно попадают под определение «бред сивой кобылы». Читать Маркса нужно непредвзято, учитывая, что все его словесные выкрутасы – лишь эмоциональный выброс человека, измотанного чирьями на заднице.
  Вернемся в Кижингиский район Бурятии 1921 года, где большевики обязали все местное население не только бесплатно, но и с использованием своих орудий труда и гужевого транспорта (лошадей и телег), строить кожевенный, сыроваренный и маслодельный заводы.
  Местные жители обратились с ходатайством к властям ДВР хотя бы отсрочить тяжкие повинности. Российские большевики отбросили гнилой гуманизм и потребовали беспрекословного исполнения приказов «для блага трудящихся». Поскольку все эти блюхеры-сталины-ленины отродясь не держали в руках лопаты или кайла, то под трудящимися они, несомненно, понимали расстрельных дел мастеров, типа Ивана Папанина или Розалии Залкинд (Землячки).
  На недовольство коренного населения забайкальские залкинды-землячки ответили красным террором. Красные террористы не учли один момент – они имели дело не с холопами Московии, привыкшими падать на колени перед барином по поводу и без оного.
  Буряты отреагировали на красный террор иначе. Практически в каждом селении входившем еще недавно в состав буддийского Кодунского государства, собирались балагатские общины и принимали решения о гражданском неповиновении оккупантам: отказывались выполнять какие-либо повинности и платить налоги захватчикам.
  История сохранила нам место и время первого собрания балагатского движения: 3 апреля 1921 года в доме Цыбик-Доржи Абидуева селения Сахары боори Табанарасунского соймона. В мае произошло объединение балагатов в Центральное управление объединенных бурятских обществ во главе с Цыдыпом Цыденжабоном.
  Учтя красный террор российских большевиков, балагаты сформировали вооруженные отряды «Амгалани сахигша» во главе с Цырендылыком Базаровым. Непротивление непротивлением, но приходит момент, когда все понимают: зло (насилие) против зла = добро.
  Российские каратели не сидели, сложа руки: в марте 1922 года начались аресты зачинщиков, разогнали Шолотский дацан. Попытка бурятов освободить узников не увенчалась успехом.
  Ожесточенные бои балагатов с российскими карателями продолжались до июня. После разгрома основных сил сторонников буддийского государства, они перешли к партизанской войне. Окончательно сломить сопротивление балагатских отрядов красным палачам удалось лишь к февралю 1927 года.

Вместо послесловия

  Сторонники Кодунай эрхидж балгасан боролись не за славу и деньги. В противостоянии с белыми и красными россиянами они отстаивали право жить привычной жизнью и следовать учению Будды. За что уничтожены во время карательных спецопераций чекистами, или погибли в застенках новой российской опричнины.
  Буддийское теократическое движение Забайкалья спасло жизни многих бурятов от погибели в кровавых междусобойчиках красных и белых российских империалистов. Дхармавиджая защищала сангху Забайкалья от террора колонизаторов всех цветов и мастей.
  Наследник ламы Цебенова – Бидия Дандарон прожил непростую жизнь. В 1934 – 1937 годах учился в Ленинградском Авиаприборостроительном институте, параллельно изучая тибетский язык в Ленинградском Государственном университете.
Бидия Дандарон
  В 1937 году последовал первый арест и приговор на 10 лет концлагерей ГУЛАГа. В 1948 году – повторный арест. В 1956 году – хрущевская реабилитация, позволившая Дандарону заниматься научной работой. В 1972 году – арест и пятилетний срок за «организацию буддийской секты».
  Новый срок Бидия Дандарон не отбыл. В 1972 году находясь в заточении, он объявил сокамерникам, что погружается в самадхи – высшее состояние сознания, приближающее человека вплотную к нирване.
  Из самадхи лишенный власти наследник ламы Цыденова не вернулся. Его жизнь стала доказательством того, что вся мощь царства Мары не в силах сладить с подвижником следующим восьмеричным путем указанным Буддой.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

2 коментарі:

  1. Сколько ненависти к русским?! Ни Лубсан Сандан, ни Дандарон, ни Джаягсы Геген не испытывали неприязни к русским на оборот. Джаягсы Геген даже обещал переродиться в России, что бы учить русских и украинцев тантре Ваджабхарвы, Алмазного Разрушителя Смерти.

    ВідповістиВидалити