Маньчжурский клин: этническая чистка в Благовещенске в 1900 году
Китайцев насильно загоняют в Амур для депортации на родину. Панорама Айгунского исторического музея. |
16 мая 1858 года Российская и Китайская империи заключили Айгунский договор, согласно которому власть России распространялась на левый берег Амура. Соглашение получило высочайшее одобрение – за рвение «в собирании исконных земель» генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева царь пожаловал графским титулом.
Однако в договоре содержалась ложка дегтя, портившая сладость аннексии новых территорий: все маньчжурское и китайское население этих земель оставалось подданными Циньского императора. Возникла интересная коллизия: территория населенная иностранными гражданами управлялась царской администрацией.
Карта территории поселений китайских подданных на Амуре в 1884 году |
В августе 1899 года политические противоречия в Маньчжурском клине Российской империи обострились до предела. В Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней, ставивших целью освобождение Цинской империи от внешнего управления, а также зачистка от всех элементов иноземного влияния: поселений колонистов, христианских миссий, торговых факторий, железных дорог и промышленных предприятий. Действия повстанцев боксерского восстания поддержало правительство страны.
Ихэтуани |
Дабы нейтрализовать восставших, зимой 1899 – 1900 годов Российская империя, под видом воинских учений, ввела войска в Китай. Более века назад, российский империализм нарушал государственный суверенитет соседних держав, прикрываясь болтовней о военных учениях. Назвать агрессию «миротворческой миссией» лапотные политиканы тогда еще не додумались.
Карта боевых действий во время ихэтуаньского (боксерского) восстания в Китае |
Вскоре, в ответ на действия карательного корпуса генерала Алексеева на севере Китая, повстанцы Маньчжурского клина перешли к активным действиям в районе Благовещенска.
1 июля ихэтуани обстреляли российские пароходы «Селенга» и «Михаил» неподалеку от Айгуна. Амбань (военный правитель) Айгуна запретил российское судоходство по Амуру.
Сахаров А. Оборона Благовещенска в 1900 году. |
Военный губернатор Амурской области К. Грибский |
Всех безвинно арестованных согнали на лесопилку, располагавшуюся на берегу реки Зее, неподалеку от ее впадения в Амур.
На следующий день всех пленных, боле 3,5 тысяч человек, перегнали в станицу Верхнеблаговещенскую на берегу Амура, и приказали переправиться на другую сторону. Плавательные средства не предоставили. Невзирая на пол и возраст, а также умение плавать, казаки загоняли людей в воду. Те, кто пытался вернуться на берег получал пулю, удар топором или шашкой.
Сохранились документы, в которых один из непосредственных организаторов этнической чистки казачий полковник Волковинский призывал уничтожать китайцев, не рассуждая.
Ихэтуани находившиеся на противоположном берегу, не поняли происходящего, и открыли встречный огонь по пытавшимся переправиться соотечественникам.
После перекрестного огня, из 3,5 тысяч участников переправы в живых осталось не более сотни. По воспоминаниям очевидцев, еще несколько дней волны Амура несли трупы погибших китайцев и маньчжур.
В ночь с 4 на 5 июля китайский отряд напал на российский военный пост в Зазейском районе. В ответ российские колонисты устроили погром селений китайских подданных Маньчжурского клина: селения разорили, хозяйства разграбили, дома сожгли, всех, кто подвернулся под руку – убили.
Добровольцы Благовещенска, 1900 год |
7 июля, после уничтожения значительной части китайского населения, губернатор Грибский обратился к станичным атаманам с разъяснением, что репрессии следует применять лишь к повстанцам. 9 июля он погрозил ослушникам суровыми карами. Военный министр Куропаткин развел руками и пролепетал, что-то вроде: как жаль, что из-за нерадивости на местах погибло много невинных душ.
Полковник Волковинский мгновенно уловил настроение начальства, и отдал приказ не трогать местных мирных китайцев. После того, как перебили большинство китайских подданных, устроили игрища в империализм с человеческим лицом. То, что лицо сильно походило на посконный зад, карателей не смущало.
Вскоре царские войска захватили и разрушили китайское селение Сахалян и крепость Айгун. 30 июля Грибский объявил земли зазейских маньчжур собственностью Российской империи, и воспретил возврат китайских подданных на эти территории, переходившие в распоряжение российских колонистов.
Руины Айгунской крепости, 1900 год |
За массовые убийства нейтрального мирного населения, все виновные в этнической чистке отделались легким испугом и незначительными служебными взысканиями.
Грибский получил предписание явиться в распоряжение главного штаба, и через год назначен на должность губернатора Ломжинской губернии в царстве Польском. Волковинский три месяца содержался на гауптвахте, с последующей отставкой без права поступать на воинскую службу. Сходное наказание понесли полицейские приставы Благовещенска Батаревич, Шабанов и Волков. Все остальных, привлекавшихся по делу уничтожения китайских подданных Маньчжурского клина, освободили от наказания.
17 ноября 1901 года указом императора Николая II земли Зазейского района передавались для заселения Амурскому казачьему войску, в награду за доблестную службу и защиту Приамурского края от китайцев.
В 1907 и 1910 годах Цинская империя просила царя вернуть китайских подданных в места прежнего жительства, или выплатить 1 миллион рублей компенсации за захваченные у них земли. Стоит ли говорить, что царизм проигнорировал обращение китайских властей?
История повторилась в 1964 году. Вопреки тому, что «прогнившие» самодержавие в обеих империях сменилось «прогрессивными» коммунистическими диктатурами, правящий в СССР режим отклонил все претензии маоистов на исконно-посконные территории Московии на брегах Амура.
Лишь 14 октября 2004 году Китай и РФ отказались от взаимных территориальных претензий в районе слияния Зеи с Амуром.
Ихэтуань со знаменем |
Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!
Немає коментарів:
Дописати коментар