неділю, 16 серпня 2020 р.

Нападение СССР на Афганистан в 1929 году


Нападение СССР на Афганистан в 1929 году

 
Афганские моджахеды 1920-х годов
  Испокон веков Москва грезила мировым господством. Менялись лозунги: от собирания исконных земель империи Чингизидов и победы коммунизма во все мире, до защиты «русского мира». Для обоснования великодержавных амбиций подходили любые аргументы: как небылица, что Иван Грозный – потомок Августа и Чингисхана, так и «защита русскоязычного населения», в стране, где живет хотя бы один носитель языка Андропова и Путина.
  Москва постоянна и грубо вмешивалась в дела соседних государств, вплоть до боевых действий. Часто экспансия российского империализма  прикрывалась фиговым листком «пожеланий трудящихся» страны-жертвы московской агрессии.
  В 20 веке в Афганистан неоднократно вторгались орды московско-большевистских завоевателей. И каждый раз народы Афганистана давали отпор коммунистам «русского мира». Первые атаки российского коммунизма на Афганистан произошли в двадцатые годы минувшего века.

Афганистан после Первой мировой войны

  Во второй половине 19 века Афганистан попал в зону геополитических интересов Британской империи. Великобритании с трудом, после двух изнурительных войн, удалось взять страну под протекторат.
  Но уже в феврале 1919 года, афганский эмир Хабибулла попытался восстановить независимость государства. Однако, Британская империя, победившая в Первой мировой войне, стремилась приобрести новые территории, а не терять старые. Афганистан остался под британским протекторатом, Хабибулла «погиб на охоте».
  Афганский трон наследовал сын эмира – Аманулла-хан. Под его руководством началась освободительная война, приведшая к провозглашению независимости Афганистана.
  Аманулла мечтал модернизировать страну, сделать для Афганистана тоже, что Мустафа Кемаль Ататюрк для Турции, и императора Муцухито, в эпоху Мэйдзи, для Японии.
Король (с 1926 г. – падишах) Афганистана Аманулла-хан
  Политику Амануллы-хана сейчас назвали бы многовекторной. Он первым признал провозглашенное российскими  большевиками государство. И в тоже время, не препятствовал созданию на территории Афганистана баз воевавших против большевиков моджахедов.
  Моджахеды – буквально «борцы» – участники «джихада» (священной войны) народов Центральной Азии против безбожной диктатуры  российского коммунистического «пролетариата».
  Коммунистическая пропаганда не могла согласиться с таким названием противника. В государстве, созданном большевиками, царствовал новояз – партийно-бюрократическая лексика, в которой слова теряли первоначальный смысл. Коммунисты окрестили озвездили моджахедов «басмачами» (буквально – «налетчиками») и «врагами народа».
  Практика новояза использовалась ленинской камарильей с размахом, и ставила все с ног на голову. Например, рачительный крестьянин назывался «кулаком-эксплуататором», и подлежал физическому уничтожению. Просто за то, что благодаря природной сметке и настойчивому труду не зависел от подачек государственной власти. Ибо это в корне противоречило принципам коммунизма.
  Напомним эти принципы. Сначала у людей отбирают все, а тех, кто сопротивляется – уничтожают. Затем, выжившим возвращают лишь жалкие крохи отнятого. Если отнимают вагонами, то возвращают чайными ложечками.
  За столь «чрезмерные благодеяния» коммунистический режим требует, в буквальном смысле этого слова, божеских почестей. Всем, кто сейчас скривил рот в скептической ухмылке, не помешает вспомнить, как Сталин стал живы богом, а труп Ленина – священными мощами тоталитарного коммунистического культа.
  Адепты учения Маркса-Сталина считали свою догму «единственно верным учением». Всех несогласных надлежало истребить. Поэтому, в результате  мировой социалистической революции, подлежали уничтожению сотни миллионов еретиков, не признававших святость и непогрешимость марксизма-ленинизма.
  На пути продвижения мирового коммунизма на Восток оказались моджахеды Центральной Азии, часть  которых укрывалась в Афганистане. В отношении к ним действовало правило: «если враг не сдается – его уничтожают».
  В то же время, Афганистан первым в мире признал законность «диктатуры пролетариата» в Российской империи. На официальном уровне король Афганистана  Аманулла-хан всячески демонстрировал лояльность к большевистскому режиму в СССР. В отношении к ценностям традиционного исламского общества, он проводил политику, в чем-то сходную с коммунистической: отменял ношение женщинами паранджи, проводил электрификация и радиофикацию всей страны, открывал светские университеты и школы.
Король Афганистана Аманулла-хан в Москве
  Многовекторность политики Амнануллы вызывала соответствующее отношение Кремля. С одной стороны Москва поддерживала прогрессивного правителя: в 1924 году, по просьбе Амануллы-хана, СССР прислал в страну летчиков и аэропланы для борьбы со всеми, кто с оружием в руках, выражал несогласие с курсом модернизации Афганистана.
  Но с другой стороны, в 1925 году, отряды ОГПУ, советского аналога гитлеровского Гестапо, вторглись в Афганистан и оккупировали остров Утра-Тагай на Амударье, под прикрытием «борьбы с басмачеством».
  Амнанулла-хан не поверил демагогии большевиков, и начал подготовку армии к защите территориальной целостности Афганистана. В течение года СССР вернул остров, и в 1926 году страны заключили новый договор о мирном сосуществовании.
  Реформы Амануллы натолкнулись на острое неприятие внутри страны. Большинство населения не могло смириться с упразднением шариата и заменой его европейскими ценностями. Чашу терпения переполнили фотографии жены Амануллы-хана, сделанные во время европейского тура монаршей четы Афганистана. Жителей страны шокировало то, что их королева-консорт Сарайя Торзи позировала фотографам в европейском платье, даже не надев чадру.
  В ноябре 1928 года в Афганистане началось восстание, во главе которого встал Хабибулла Калакани – таджик, получивший прозвище Бачаи-и Сакао («сын водоноса»).
  Движение Хабибуллы Бачаи-и Сакао получило широкую народную поддержку, в том числе и моджахедов, воевавших против московско-большевистских оккупантов. На сторону повстанцев стал Ибрагим-бек, координировавший действие командиров отрядов порабощенных Москвой народов: таджиков, туркмен, узбеков.
Хабибулла Калакани Бачаи-и Сакао
  Вскоре Хабибулла овладел Кабулом, и тут же принялся насилием искоренять все достижения Амануллы-хана.
  В советской и российской историографии утверждается, что новый правитель Афганистана замыслил освободить все народы Центральной Азии, томившиеся в ярме российского коммунизма.
  Сие утверждение служило поводом для нанесения превентивного, с точки зрения Москвы, удара по исламским фундаменталистам. Проще говоря, правящий в СССР режим решил присоединить к себе еще одну «социалистическую республику», маскируя агрессию оказанием помощи легитимному правителю Афганистана.

Советско-афганская война 1929 года

  Советская пропаганда утверждает, что вступиться за свергнутого восставшим народом короля Амануллу, их побудили «просьбы трудящихся». Точнее обращение Гулама Наби-хана,  трудившегося на посту генерального консула Афганистана в Ташкенте.
  Сей «пролетарий» дипломатического труда, предложил Совдепу вооружить отряд, из бежавших в СССР сторонников Амануллы-хана. Идея пришлась по вкусу кремлевским вождям, грезившим мировой революцией, ее поддержали, с небольшими уточнениями.
  Для начала Гулама Наби-хана назначили номинальным командиром, и отстранили от непосредственного руководства отрядом – такие вещи нельзя доверять классово чуждому элементу. Затем выяснилось, что афганцы не знакомы с советским оружием, да и оказалось их не так много, как предполагалось. Поэтому решили дополнить силы сторонников Амануллы, состоявшие из нескольких десятков человек, парой тысяч солдат Среднеазиатского военного округа.
  Всех «борцов за дело афганского пролетариата» переодели в афганскую одежду, дали азиатские псевдонимы и запретили во время похода говорить на «общепонятном русском языке».
  10 апреля 1929 года двухтысячный корпус, при шести аэропланах, четырех горных орудиях, и 24-х пулеметах приготовился к выступлению. Отряд возглавлял Виталий Примаков, в целях конспирации называвшийся Рагиб-беем.
  Советские стратеги рассчитывали, что верноподданнические чувства к легитимному королю и коммунистические лозунги обеспечат поддержку местного населения советской военной экспедиции .
Переход Красной армии через реку Душанбинка
  15 апреля 1929 года отряд Красной армии под командованием Примакова пересек границу в районе афганского пограничного пункта Патта-Гиссар. Ровно через 50 лет, тем же путем в Афганистан вторгнуться новые отряды советских империалистов, которых коммунистический новояз величал «воинами-интернационалистами».
  Параллельно воинству Примакова, из Кандагара на Кабул двинулся Аминулла-хан во главе 14-тысячной армии.
  16 апреля Примаков захватил город Келиф, 17 – Ханабад. 18 апреля оккупанты подошли к Мазари-Шарифу, и взяли его штурмом 22 апреля. Во время захвата города, обнаружилось, что «афганское» войско Рагиб-бея забыло закрасить красные звезды на крыльях аэропланов, а бойцы из всех языков народов Афганистана знают лишь российские маты.
  Поначалу афганские отряды не смогли оказать интервентам серьезного сопротивления – сказывалась разница в вооружении и боевой подготовке. И все же советское вторжение не превратилось в «триумфальное шествие советской власти».
  Народы Афганистана восприняли маскарад Красной армии как нападение оккупантов. Большинство крестьян и городской бедноты симпатизировали власти сына водоноса Хабибуллы. Бывшего короля поддерживали в основном представители аристократии, впрочем, не спешившие  защищать  Амануллу-хана с оружием в руках.
  Хабибулла Бачаи-и Сакао – новый лидер Афганистана, объявил джихад против вторгшихся в страну большевистских орд. Его поддержали старейшины большинства родов. Под зеленое знамя ислама, на борьбу с советскими оккупантами, выступили десятки тысяч афганцев. Они горели желанием освободить Родину и защитить веру, но были плохо вооружены и еще хуже подготовлены к участию в боевых действиях.
   24 апреля моджахеды перешли в контрнаступление. Их многочисленное, но плохо вооруженное войско, окружило отряд Примакова в Мазари-Шарифе, и попыталась взять город штурмом.
  Моджахеды, вдохновляя себя молитвами, шли в атаку. Их встречал орудийный и пулеметный огонь. На место павших бойцов становились новые герои, и атаки повторялись  вновь и вновь. В тщетных героических попытках освободить город полегло более трех тысяч афганцев.
  25 апреля на подмогу осажденным красноармейцам с территории СССР выступил усиленный пулеметами эскадрон, но столкнувшись с войском моджахедов, повернул восвояси.  26 апреля в Мазари-Шариф прибыли советские аэропланы, доставившие снаряды и новые пулеметы осажденным.
  Примаков обратился к своему командованию с просьбой прислать «эскадрон головорезов» и огромную партию химического оружия. Он желал наступать дальше, надеясь стремительным броском переломить ситуацию в свою пользу.
Рагиб-бей – Виталий Примаков
  Подмога советским захватчикам подошла лишь 5 мая: в город прорвался отряд «Зелим-хана», предположительно под этим именем скрывался Иван Петров, из 400 солдат при пулеметах и пушках. На следующий день советская авиация подвергла позиции моджахедов массированным бомбардировкам. Советские войска начали наступления, и оттеснили афганских моджахедов к крепости Дейдади. 8 мая Красная армия захватила крепость.
  10 мая интервенты продолжили наступление в направлении Балха и Таш-Кургана. 11 мая группу Примакова атаковали моджахеды из Центральной Азии, под командованием Ибрагим-бека, отряд около 3 тысяч сабель. Советские войска просто расстреляли в упор кавалерийскую атаку борцов за веру из пушек и пулеметов.
  Затем красноармейцы напали на шедший на подмогу Ибрагим-беку отряд, приблизительно 1,5 тысяч сабель, национальной гвардии под командованием военного министра Сеид-хана. Завязался ожесточенный бой. Афганцы более двух часов противостояли численно и технически превосходящим силам противника. Однако прекратили сопротивление, узнав о разгроме войск Ибрагим-бека.
  12 мая советские войска оккупировали Балх, на следующий день – Таш-Курган. 18 мая, по распоряжению руководства, Примаков вылетел в Москву, командование принял Александр Черепанов, действовавший под кличкой Али Авзаль-хан. Новый командир продолжил наступление на Кабул.
  Тем временем в Афганистане сильно изменился расклад политических сил. Армия Хабибуллы разгромила части Амануллы-хана. 22 мая бывший падишах Афганистана бросил армию, и, прихватив драгоценности и валюту, скрылся в Индии.
  Советские войска мгновенно превратились из реставраторов легитимной власти, в обыкновенных агрессоров и оккупантов. Несколько тысяч интервентов очутились в полностью враждебном окружении, без надежды на помощь промосковского марионеточного режима.
  Ко всему, к тому времени, о советском вторжении в Афганистан стало известно в Иране, Турции и большинстве европейских стран. 28 мая Али Авзаль-хан Черепанов получил приказ отступить на территорию Среднеазиатского военного округа.
Али Авзаль-хан  – Алексей Черепанов
  По окончанию похода, в СССР всю информацию о нападении на Афганистан засекретили. Многие участники вторжения получили правительственные награды «За ликвидацию бандитизма в южном Туркестане».
  Хабибулла Калакани в качестве лидера Афганистана не устраивал советскую верхушку. Коммунистическая военщина разрабатывала планы свержения власти Бачаи-и Сакаи, то ли путем реставрации режима Амануллы, то ли через создание марионеточного государства на севере Афганистана, как плацдарма для захвата всей страны.
  Однако, Совдепу не удалось разжечь в Афганистане огонь гражданской войны и последующую советскую интервенцию – в ноябре 1929 года Надир-шах сверг режим Хабибуллы, и стабилизировал ситуацию в государстве.

Карательная экспедиция 1930 года

  По версии советских и российских историков, в 1929 году советская разведка, якобы, получила сведения о том, что Ибрагим-бек – лидер моджахедов, эмигрировавших с оккупированных Советской Россией  азиатских стран, планирует создать независимое государство на севере Афганистана.
  Сталинская клика, воспользовалась сим предлогом, дабы нанести удар по будущему государству «басмачей». Красноармейцам, участвовавшим в карательной экспедиции, объяснили, что поход – «подарок» Красной армии XVI съезду ВКП (б).
Курбаши Ибрагим-бек
  Советские дипломаты договорились с правительством нового короля Афганистана Мухаммеда Надир-шаха, о том, что целью их похода станут исключительно моджахеды  Ибрагим-бека и Утан-бека. Афганские власти были не прочь чужими руками избавиться от неподконтрольных им вооруженных отрядов.
  В последних числах июня 1930 года кавалерийская бригада под командованием Акопа Мелкумяна (партийная кличка – Яков Мелькумов, известный также как Якуб Тур), вторглась в Афганистан. Ибрагим-бек оценив силы карательной экспедиции, решил уклониться от сражения с ними, отвел отряды в горы. Аналогичное решение принял другой прославленный курбаши (командир крупного отряда моджахедов) Утан-бек.
  Советские каратели, не обнаружив моджахедов, решила расправиться с местным неафганским населением. Разорили все кишлаки в долине реки Кундуз, населенные узбеками и казахами: убили 839 человек, сожгли все найденные запасы зерна, угнали всех подвернувшихся под руку верблюдов, коней и овец.
Акоп Мелкунян –  Яков Мелькумов
  Совершив расправу над мирным населением, советские каратели с обозами награбленного добра вернулись в расположение своих частей. Особо гордился Мелкумян мизерными потерями личного состава: по пьяному делу один красноармеец утонул на переправе, и немного позже, еще двое получили ранения.   

Итоги советской интервенции

  Военное вторжение СССР не решило ни одной из задач поставленных советским руководством. Кремлевским коммунистам не удалось взять Афганистан под протекторат.
  Борьба с советскими оккупантами моджахедов, базировавшихся в Афганистане, продолжалась до начала Второй мировой войны.
  Для мирового сообщества стала очевидной агрессивная империалистическая сущность Советского Союза.
  Виталия Примакова НКВД ликвидировал в 1937 году, обвинив в работе на британскую разведку, задания которой он выполнял в 1929 году в Афганистане.
  После безуспешных походов СССР оставил Афганистан в относительном покое на целых полвека. До той поры, когда в 1979 году Политбюро ЦК КПСС, по наущению руководителя КГБ Юрия Андропова, решило провести там маленькую победоносную войну, с целью поднятия пошатнувшегося престижа правящего режима кремлевских старцев…



Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

Немає коментарів:

Дописати коментар