субота, 24 березня 2018 р.

Непокоренные. Из истории многовекового сопротивления ненцев российскому колониализму


Непокоренные. Из истории многовекового сопротивления ненцев российскому колониализму

 
И. Г. Георги. Самоедка в летнем платье. 1751 г.
  Освоение европейцами американских континентов обернулось для коренных народов настоящей катастрофой: уничтожены все государства коренных американцев, перестали существовать множество индейских культур, исчезли целые народы. Об этом мир знает благодаря интеллектуальной честности американских и европейских учёных, прямо и открыто говоривших о всех перипетиях расселения белых людей в Америке.
  В то же время остается практически неизвестной настоящая история российской колонизации Сибири и Дальнего Востока. Покорение народов заселявших эти территории, вопреки официальной российской пропаганде о мирном «собирании земель», было кровавым и привело к самым катастрофическим последствиям для коренных народов Севера.
  История всех этих народов содержит немало страниц героического сопротивления российскому империализму. Ненцы, или как их именовали россияне «самоеды», оказывали сопротивление захватчикам от времен Ермака до Второй мировой войны.

Бои за Пустозерск

  После аннексии Великого Новгорода Московским княжеством в 1478 году, произошли отнюдь не мирные первые контакты московитов и ненцев. Москва нуждалась в деньгах, которые зарабатывала продавая на Запад «мягкую рухлядь» (пушнину). Естественно, что народ, чьим идеалом является дурачок лежащий целыми днями на печи в ожидании волшебной щуки, не стремился сам заниматься тяжелым промыслом пушного зверя. Московиты действовали по иному: захватывали в заложники знатных людей (аманатов), и требовали за сохранения их жизней выкуп (ясак).
Сборщик ясака
  С целью государственного рэкета в ненецких землях колонизаторы построили в 1499 году Пустозерский острог – первый форпост Московии за полярным кругом, превратившийся в торговый и административный центр. Здесь пересекались сухопутные и водные торговые пути, устраивались ярмарки. Во время крещенских ярмарок ненцы выплачивали колонизаторам «луковую дань». Каждый охотник («лук») платил ясак двумя шкурками песцов, а все остальные «самоеды» — одну шкурку соболя.
  Стоит учесть особенности добычи собольего меха. Охота возможна лишь зимой: соболь заканчивает линьку, мех его становится чёрным, блестящим и особо ценным. Казалось бы, оставляемые зверем следы на снегу упрощают его добычу. Но именно зимой снежные завалы сильно усложняют передвижение, а морозы — жизненные функции охотника.
  Соболь весьма осторожный зверь, близко к себе не подпускает, поэтому стрелять в него следует издалека. Кроме того, важно не испортить шкурку, поэтому охотились либо стрелами с тупыми наконечниками, что бы оглушить зверька, либо поражать с огромного расстояния прямо в глаз.
  Даже самые опытные охотники-лучники могли добыть за сезон максимум пять соболей. Учитывая, что ясачной податью облагались все совершеннолетние мужчины рода (племени) выходит, что фактически самый опытный и умелый охотник работал исключительно на выплату царского налога.
  Охота на зверей с менее ценным мехом проблему не решала, ведь неизвестно, что легче: поймать сто белок или одного соболя. Если учесть придирчивость сборщиков ясака к качеству меха, то становится понятным, как  сильно сказывался ясак на уровне жизни порабощенных Москвой народов Севера.
  После поражения в Ливонской войне 1558 – 1583 годов, царь Иван Грозный желая пополнить изрядно отощавшую казну, дал торговые льготы для купцов, чем не преминули воспользоваться морские державы – Англия и Дания. Коренные народы Севера быстро оценили преимущества свободной торговли с цивилизованным миром по сравнению с колониальным грабежом московитов. Москва стала терять контроль над потоками пушной торговли, что подтачивало скрепы «русского мира».
  С целью преодоления бездуховной свободной торговли первый царь новой династии Романовых Михаил Федорович, в 1620 году запретил ненцам торговать с англичанами напрямую. Опасаясь недостаточности мер закрыли все торговые фактории англичан, с запретом судоходства под страхом смерти везде, кроме  Архангельска. Указ привел в упадок старые центры Северной торговли: Мангазею и Пустозерск.
  Ненцы потеряли возможность торговать и получать необходимые качественные импортные товары. Взамен московские колонизаторы предложили вкалывать «за галочку» об уплате ясака. В посконной Московии перспектива крепить скрепы бесплатным трудом восприняли бы на «Ура!», но совершенно не вызывала энтузиазма вольных коренных жителей Севера.
  Свое несогласие они выразили атаками на Пустозерск. Острог потерял торговое значение, но продолжал оставаться вместилищем царской администрации и государственного рэкета – ясака.
  23 августа 1641 года «на Камени верх Ельца реки» ненцы напали на сборщиков ясака, и конфисковали награбленное. Захват «ясачной казны» повторился в следующем году. Тогда же разорили Пустозерский посад.
  Колонизаторы ответили карательной экспедицией. Ненцы воспользовались тактикой, сходную с тактикой примененной скифами против персов, в войне описанной Геродотом: наносили удар по оккупантам, а затем рассеивались по огромным северным просторам. Московские колонизаторы расправлялись с отдельными повстанцами, но не могли уничтожить главные силы сопротивления. Эту партизанскую тактику, вполне разумную в условиях борьбы с превосходящими силами захватчиков, ненцы применяли вплоть до XX века.
  Особо успешным рейд на Пустозерск оказался в 1662 году: острог захватили и сожгли, всех колонизаторов ликвидировали. В 1665 году московиты восстановили острог и увеличили его гарнизон до пяти сотен бойцов, что весьма внушительно для того времени и места.
Неизвестный художник 19 в. Сбор ясака казаками Енисейской губернии
  Ни коренные жители, ни оккупанты отступать не собирались, поэтому противостояние растянулось на многие десятилетия. Ненцы нападали на Пустозерск и сборщиков ясака, тревожили набегами принявших крещение и находившихся в союзнических отношениях с московитами хантов («остяков»).  В ответ царизм устраивал карательные экспедиции, брал аманатов (заложников) из числа наиболее авторитетных ненцев. Попытки штурма Пустозерского острога и набеги на хантов отмечены в 1668, 1670, 1712, 1714, 1720, 1723, 1730, 1731. 1746, 1749 годах.
  В 1762 году Екатерины ІІ указом упразднила Пустозерская крепость, разобранную на дрова за ненадобностью. На некоторое время в крае установилось относительное спокойствие.

Восстание под руководством Вавльо Пиеттомина (Ненянги)

  Герберт Уэллс некогда сказал: революция начинается с людей которым нет места в обществе. Это высказывание справедливо не только в отношении Ваули Ненянги, но и многих людей изменивших мир.
  Вспомним историю изгоя Темуджина, отвергнутого монгольским обществом. Ему удалось сплотить вокруг себя таких же «людей длинной воли», выброшенных из социума, и с их помощью стать, в сжатые сроки, основателем одного из самых огромных государств в истории – великим Чингисханом. Правда, не всем изгоям так везло.
С. Сомье. Ярмарка в Обдорске. 1885 г. 
  Подобно Темуджину, в начале пути воина, Ваули, правильнее по-ненецки – Вавльо, в тридцатые годы 19 века собрал группу бедняков обреченных на голодную смерть. О дальнейшем, народная память сохранила различные версии: Вавльо сделался то ли простым разбойником, то ли Робин Гудом – благородным народным мстителем типа Устима Кармелюка или Олексы Довбуша.  
  В феврале 1839 года Пиеттомин сотоварищи нагрянул в гости к Хасовако Худи, с целью разжиться оленями. Хасовако, изобразил на лице радость, и позволил группе Вавльо выбрать лучших оленей. Немного позже, Худи повязал всех непрошенных гостей и передал на суд и расправу в Обдорск князю Тайшину, который выдал разбойников Вавльо Пиеттомина и  Магири Вайтина представителю царской власти Соколову.
  В ходе следствия Соколов выяснил: преступная группировка около семи лет занималась грабежом состоятельных самоедов (ненцев) и остяков (хантов), но никого никогда не убивала. Преступники мотивировались элементарной нищетой и голодом. Виновных били кнутом и выслали на поселение в далекие волости.
   В августе того же года Пиеттомину удалось бежать. С этого момента разбойник превратился в повстанца. Вавльо старался избегать поселений, контролируемых колонизаторами, кочевал по тундре, среди одноплеменников, которым сообщал, что начальство назначило его главным начальником всего коренного населения Обдорского отделения. Ему удалось сплотить вокруг себя отряд из четырехсот сторонников, что очень весомо для тех малонаселенных мест.
  Вавльо обещал значительно снизить цены на привозные товары, в первую очередь на хлеб, а также размер ясака – с двух песцов до одного. Более того, ясачная подать отменялась до особого распоряжения Пиеттомина.
   В начале января 1841 представитель оккупационной администрации, исправник Скорняков, опасаясь нападения повстанцев на Обдорск, решил не оказывать сопротивления. Как говорится: «Молодец против овец, а против молодца – и сам овца». Представитель «русского мира» решил действовать по принципу «нас тут нет».
  Скорняков уговорил местных старшин, в том числе князя Тайшину, выразить полную покорность повстанцам, усыпить их бдительность, затем пленить их лидера и расправится с ним. Как всегда доблестные россияне стояли не спереди, а сзади захваченных жертв.
  Накачанный ботоксом чекист-коротышка по кличке «Окурок» и «Бледная моль», в Украине в 2014 году не придумал ничего нового, а просто следовал довольно длительной российской традиции – прятаться за спинами порабощенного населения.
  Старый приятель Пиеттомина – мещанин Нечаевский, выказал готовность заманить Вавльо в западню. Нечаевский прибыл в лагерь повстанцев, расположенный в 150 верстах от Обдорска. Агента российского империализма радушно приняли простодушные повстанцы. Он приглашал Вавльо в гости, задабривая богатыми посулами и уверениями, что Пиеттомин не интересен колониальной администрации, а значит, может рассчитывать на полную безопасность.
  Вавльо Пиеттомин внял обольщению Нечаевского, и 13 января 1841 года подошел с отрядом к окрестностям Обдорска. В ставку повстанцев, расположенную в 25 верстах от Обдорска, прибыл глава туземной администрации князь Тайшина с 10 старейшинами.
С. Сомье. Юрты князя Тайшина. 1885 г.
  Тайшине удалось заманить Пиеттомина в Обдорск. Прибывшего туда лишь  с небольшим отрядом, не ждавшего подвоха Вавльо, схватил исправник Скорняков. Вскоре лидера повстанцев выслали в Восточную Сибирь, где и скончался.
  Повстанческая армия, утратила лидера, но не рассеялась по тундре. Повстанцев возглавил Пани Ходин. Он продолжил стратегическую линию Пиеттомина: коренное население освобождалось от уплаты ясака под обязательство игнорировать власть российских оккупантов. Коллаборационисты подвергались лишению имущества (оленей).
  Колониальным властям удалось найти недовольных деятельностью Ходина местных жителей. Они схватили вожака повстанцев и его побратимов, сильно искалечили, и сдали россиянам. Часть повстанцев отошла на Енисей, где по легендам энцев, проживали «самоеды» не платившие царю ясак.
  Ненцы сохранили память о Тогой Пани (Ходине). Согласно преданиям, шамана Тогоя убили и зарыли в землю колонизаторы. В подземном мире он оброс шестью, стал великаном и обрел могучего духа союзника. Пани стал выше самого высокого чума, кочует по тайге, и ищет людей предавших его. После возмездия коллаборационистам он освободит землю ненцев от людей стоявших за спиной предателей  – российских оккупантов.

Борьба против коммунистической диктатуры

  Новый всплеск освободительного движения ненцев пришелся на 30-е годы XX века, в связи с эпохой ВКП(б) – Второго Крепостного Права (большевиков). Лидеры коммунизма щедро обещали всем «царство свободы», а несли, на само деле, неслыханное дотоле рабство и угнетение.
  Коммунисты, вполне резонно, полагали, что могут достигнуть тотального господства лишь над полностью нищим, и следовательно, абсолютно зависимым от подачек власти, населением. С этой целью большевики провели масштабный отъем у подданных Российской империи, всего, что связано с сельским хозяйством: инвентаря, зерна, домашних животных и т. п. Взамен предлагался бесплатный рабский труд «за галочку» в филькиной грамоте (ведомости о трудоднях) и голодное существование.
  Представители российско-коммунистической администрации отобрали у  ненцев всех оленей, под видом борьбы с кулачеством, как классом, хотя  даже по марксистским понятиям ненцы жили в доклассовом обществе. На порабощенное население налагались обязанности по обслуживанию центров колониальной администрации, этакий эквивалент барщины, и традиционный ясак выплачиваемый пушниной и рыбой.
  Ленинцы-сталинисты отлично понимали, что построить общество нового типа, состоящее из советских людей (совков), возможно лишь путем разрушения традиционных народных культур и промывания порабощенному населению мозгов оголтелой коммунистической пропагандой.
  Детей коренных народов Севера отбирали на принудительное обучение советской, на самом деле российской, культуре и коммунистической идеологии в школах-интернатах, весьма напоминавшие колонии для малолетних преступников.
  Коммунистическая экспроприация, проще говоря – грабеж, и принудительная русификация вызвали ряд восстаний ненцев. Все они происходили по одному сценарию. Повстанцы нейтрализовали представителей оккупационной администрации, и возвращали себе отобранные коммунистами средства к существованию – оленей. Одно из главных требований – не отбирать детей в школы.
  После возврата имущества повстанцы расходились восвояси, а оккупанты присылали карательные отряды для расправы с «антисоветскими элементами». Учитывая такое сходство событий, вспомним наиболее крупные выступления и их отличительные черты.
  Ненецкие восстания получили название «мандалада», что в переводе означает «ополчение, воинский сбор».

Казымское восстание

  Первые выступления произошли в 1931 году на реке Казым. Кроме грабежа местного населения, на коммунистическом новоязе именуемом «коллективизацией», причиной совместного выступления ненцев и хантов послужила работа местной культбазы. Казымская культбаза собирала налоги, и принуждала местное население исполнять барщину: вывоз леса с лесозаготовок.
А. И. Дернье. Ненцы. 1860 г.
  Идейным вдохновителем восстания стал отец семерых детей, бывший председатель туземного райсовета Иван Ерныхов. Он собрал воедино представителей многих родов. На сходе провели большое жертвоприношение из 15 оленей, ясно указавшее шаманам, что Бог одобрил принятые решения и освободил от подчинения российским колонизаторам.
  К Казымской культбазе, представителю Кремля в крае, собравшиеся выдвинули следующие требования: закрыть школу, вместо мошеннической советской возобновить свободную торговлю, запретить ловлю рыбы в священном озере Нумто, переизбрать туземный совет, прекратить трудовые повинности в пользу культбазы.
  28 декабря 1931 года отряд из 150 ненцев освободил своих детей из школы культбазы. Другая группа, около 100 человек, выступила к селу Полноват, для соединения с отрядами хантов, но встретила представителей колониальной администрации. Советские чиновники сумели уговорить повстанцев разойтись.
  12 января 1932 года, добившись некоторых уступок от местной власти, активисты антиколониального движения разъехались по домам. Через год каратели начали первые аресты зачинщиков выступления. Ерныхов и еще 10 человек скрылись, но все же четверых активистов чекисты арестовали.
  В ноябре 1933 года повстанцы собрались в святилище Тор-Хон-юх-пай, где приняли решение ловить россиян и связывать, для обмена на четверых пленных товарищей. В случае появления карательных отрядов – сражаться с ними насмерть. Вождем восстания провозгласили Ефима Вандымова. По некоторым данным, количество восставших превышало полторы тысячи человек – огромное количество для региона.
  3 декабря на переговоры с повстанцами прибыла делегация во главе с председателем Берёзовского райисполкома Астраханцевым. Повстанцы арестовали всех представителей колонизаторов, и по знаку свыше, полученному группой шаманов во главе Иваном Молдановым, казнили пятерых оккупантов. Помиловали лишь двоих хантов-переводчиков, которых оставили в качестве заложников.
  Повстанцы собирались атаковать все сооружения колонизаторов, расположенных в окрестностях священного озера Нумто. Но узнав о приближение карательного отряда ОГПУ, приняли решение рассеяться по тундре. В феврале 1934 года каратели арестовали 88 активистов. Вооруженное сопротивление оказал лишь Сенгепов. Он и его жена погибли, но прежде уничтожили трех чекистов.
  Вдохновитель восстания Иван Ерныхов до суда умер в тюрьме. Обвинительные приговоры вынесли 49 активистам выступления. В 1993 году Тюменская прокуратора отказала в реабилитации всем участникам Казымского восстания.

Ямальская мандалада

  В 1934 году, под влиянием Казымских событий начались выступления на Ямале. По всему полуострову ненцы избивали и лишали власти местных коллаборационистов, закрывали школы, возвращали отнятый оккупантами домашний скот, блокировали работу факторий и их связь с оккупационной властью.
Основные требования восставших.
1.    «Отменить нормы отоваривания продуктами и промтоварами;
2.    Покупать по потребности и на деньги;
3.    Долой кулаков и бедняков — мы все одинаковы;
4.    Восстановить в правах голоса кулаков и шаманов;
5.    Не признаем советов и своих выборных, подчиняться им не будем; новые советы выбирать не будем;
6.    Не надо факторий, потому что стало много ездить русских; уберите русских;
7.    Мы против советских законов и выполнять их не будем;
8.    Выдать всех ненцев с факторий и из советов;
9.    Детей в школу отдавать не будем».
  Для подавления восстания прибыл карательный отряд из 100 чекистов. Повстанцы, следуя традиционной тактике, не стали вступать в бой с превосходящими силами противника, и рассеялись по северным просторам.
  Следующее выступление произошло в 1943 году. Коммунистическая власть решила, что туземное население может вполне обходится без продуктов, и перестала отпускать ненцам Ямала хлеб.
  При этом ясак налоги пушниной, рыбой и оленями выжимались колонизаторами с лихвой, без всякого зазрения совести. Оккупанты не учли одного обстоятельства – они имели дело не с верноподданными холопами, а с вольными вооруженными людьми.
  Весной 1943 года, по инициативе Е. Сэротетта, С. Неле и Х. Топка все недовольные ненцы собрались на мандаладу (военный сбор). Повстанцы избрали предводителей: Сергея Ного (Лаптиге) и Василия Лаптандера (Нядма). Восставшие ненцы отбивали у оккупантов обозы с провиантом, а также возвращали отнятую «коллективизаторами» собственность.
  23 июня 1943 года из Архангельска прибыл отряд карателей, окруживший лагерь восставших. Завязался многочасовой бой, принесший потери обеим сторонам. Командир сталинских карателей Земзюлин вспомнил, что доблестный россиянин должен воевать, спрятавшись за спины женщин и детей. Быть не спереди их, а сзади. Красный палач приказал захватить в заложники ненецких женщин, и часть из них отрядить к повстанцам, с предложением сдаться.
  После колебаний повстанцы сложили оружие, каратели взяли в плен 39 активистов. Лидер восстания – Сергей Ного не дожил до суда, окончив дни в застенках НКВД. Другого вождя – Василия Лаптандера приговорили к расстрелу, с заменой на 20 лет каторги. Правда, весь срок он не отбыл – скончался в феврале 1944 года. К 10 годам концлагерей приговорили 21 повстанца, остальные участники освободительного движения получили сроки от 4 до 8 лет каторжных работ в ГУЛАГе. Практически все осужденные сгинули в местах заключения.
  Осенью 1943 года начальник Ямальского райотдела НКВД Медведев (не родственник ли известного политического карлика Димона?)  спровоцировал, и жестоко подавил выступление ненцев в Тамбейской тундре. Медведев поручил провокатору, из местных коллаборационистов, собрать людей на мандаладу.
  Чтобы усилить недовольство ненцев банда чекистов обстреляла стойбище Вэнга. Затем провокатор позвал недовольных оккупационным режимом в стойбище Сатоку-Яптика. Там российские каратели арестовали 50 человек, и убили семерых «при попытке к бегству».
На грани ассимиляции
  Возможно, приведенные числа о количестве восставших и репрессированных колонизаторами ненцев покажутся не значительными. Для сравнения, припомним: по данным переписи 2002 года, в РФ проживали 41 302 ненца, из них 27 тысяч в Ямало-Ненецком автономном округе.
  Казалось бы террор голодом, коллективизацией и Гулагом сломил сопротивление северного народа. Но старые и уважаемые люди говорят, что мандалада не окончена, а лишь приобрела скрытые формы...  


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

Немає коментарів:

Дописати коментар