суботу, 2 червня 2018 р.

Эрзя и мокша в попытках освободиться от «русского мира»


Эрзя и мокша в попытках освободиться от «русского мира»

 
Э. Лисснер. Восстание Болотникова
  В РФ мордвой называют крупнейшие, из пока что негосударственных, финно-угорских народов. Название «мордва» спорное. До сих пор ведется полемика: существует два самостоятельных народа с различными языками или две субэтнические группы одного народа – эрзя и мокша? Ответ на этот вопрос могут дать только представители этих народов в своем независимом государстве, на восстановление  которого они имеют полное право.
  В давние времена эрзя и мокша жили на огромных территориях, о которых свидетельствуют географические названия в РФ. Например, города, названия которых можно понять, лишь зная языки этих народов: Тамбов = «та сторона», Пенза = «конец пути», Арзамас (Эрзямс) = «эрзянский», Рязань = «эрзянь, эрзя».
  Первое упоминание «мордвы» в летописях древней Руси относится к 1103 году. 4 марта  Ярослав Святославович, в процессе создания Муромо-Рязанского княжества на землях финно-угров, сразился с ними и потерпел поражение.
  Спустя некоторое время, инициативу продвижения в земли эрзя и мокши, проживавших от устья Оки до устья Суры, перехватили  владимиро-суздальские князья. В 1221 году в центре земель мордвы князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород.
  Юрий прославился тем, что уклонился, от помощи князьям Руси, вступившим в битву с татарами на Калке. Зато активно нападал на земли эрзянского князя Пургаса. Благодаря политике деятелей подобных князю Юрию Всеволодовичу, захватчики разгромили и Пургасову волость, и Владимиро-Суздальское княжество, и Русь-Украину. Стоит упомянуть, что князь Пургас сопротивлялся нашествию, и погиб в битве с ордынцами зимой 1238 года.
   В дальнейшем, на основе государственных институтов Золотой Орды возникло и укрепилось Московское княжество. Медленно, но уверено, оно перехватывало у татарских ханов управление землями, входившими в состав Орды. Одним из звеньев этого политического курса стало построение в 1372 году на берегу реки Суры крепости Курмыш. Контроль московитов над землями финно-угров усилился.
  Эрзяне не собирались безропотно покорится «русскому миру». В 1377 г. «князья Мордовские»  указали путь ордынскому царевичу Арапше  (Араб-шаху) к войску князя Московского Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии почему-то «Донским», и его тестя князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. Объединенная армия Дмитриев, находившаяся на реке Пьяне, в состоянии повального пьянства, потерпела сокрушительное поражение.
  В 1378 году последовал акт возмездия – карательная экспедиция московского и  нижегородского князей «в землю Мордовскую». Каратели пленили (сделали рабами) много женщин и детей, а захваченных знатных людей в Нижнем Новгороде «народ в злобном остервенении влачил по льду реки Волги и травил псами».
  Набеги продолжались и позже. Так, в 1401 г. войска московского князя вторглись в подчиненные Орде земли эрзя и мокши и дошли до Цибирцы.
  В  1445 году возникло Касимовское царство во главе с царевичем Улу-Мухаммедом. Основное население царства составляли эрзя и мокша с правящей татарской элитой. Касимовское царство находилось в вассальной зависимости от Московского княжества, и просуществовало в качестве автономного образования до 1681 года. Автономное Касимовское царство управлялось своими законами.
Касимовское царство
  Экспансию московитов в Поволжье Касимовское царство остановить не смогло. После падения Казанского ханства Московия активизировала экспансию. В 20-40-х годах XVI века московиты соорудили, во многом благодаря подкупу местной знати, крепости Васильсурск, Мокшанск, Темников, Шацк, реконструировали Арзамас, Курмыш, Кадом, Наровчат.

Смутное время

  При первой благоприятной возможности эрзя и мокша попыталась освободиться от московского владычества. Летом 1606 года на Средней Волге появились отряды царевича Петра, как называл себя соратник воеводы Ивана Болотникова, старый казак Илья Муромец, что стимулировало выступления в Алатыре.
  К восставшим, которых возглавили бывший воевода Иван Доможиров и народные вожди Варгадин Чинков и Москов Малков, присоединились жители Арзамаса. Восставшие казнили алатырского царского воеводу Ждана Собурова.
  Поздней осенью 1606 года повстанцы осадили Нижний Новгород, разорили предместья, но взять крепость не смогли из-за отсутствия огнестрельного оружия. 
  Повстанцы контролировали регион в течение четырех месяцев, пока на помощь Нижнему Новгороду не подошли царские войска. Карательные действия армии Шуйского продолжались весь 1607 год, но в следующем году Воргодин и Москов снова встали на борьбу с царскими силами. Решающее сражение произошло под Нижним Новгородом 5 декабря 1608 года и окончилось поражением повстанцев.
  Голландский дипломат Исаак Масса сообщал, что ногайцы, черемисы и мордва в 1609 году воевали за царя Дмитрия под Чебоксарами и Свияжском против царского воеводы Шереметьева и нанесли ему поражение.
  В конечном итоге, московитам удалось сохранить контроль над всеми порабощенными Московским царством народами и сберечь свое государство.
  Одним из главных орудий господства Москвы стало навязывание «духовных скреп», то есть насильственная христианизация покоренных народов. Насилие порождало насилие. Так, в 1656 году в Шацком уезде убит рязанский архиепископ Мисаил. Но главные битвы были еще впереди.

Во времена Степана Разина 

  В 1670 году эрзя и мокша в войне между казаками и московитами поддержали Степана Разина. Возможно, предки Разина происходили из народа эрзя, о чем свидетельствует его фамилия: искаженное «эрзянь, эрзя».
  Один из отрядов повстанцев возглавили Харитонов. Повстанцы взяли Саранск, Инсар, Наровчат, Керенск, Нижний и Верхний Ломов, осадили Алатырь.
  В боях 14  и 17 октября отряды Харитонова потерпели поражение. После неудачной попытки укрепится в селе Зарубкино повстанцы отошли к селу Ачадову, где 13 декабря 1670 года их окончательно разгромили.
   Другой отряд повстанцев, во главе со старицей Аленой и Федором Сидоровым захватили город Темников. Царизм направил против них карательный отряд воеводы Ивана Лихарева.
  Вначале он разгромил небольшие партизанские группы Белоуса и Шилова. В ноябре 1670 года у села Веденяпина Лихарев нанес поражение семитысячному отряду Алены и Сидорова.
  Алена с соратниками укрылась в соборе города Темникове. Повстанцы продержались до декабря, пока в город не вошли основные царские силы возглавляемые Юрием Долгоруковым.
  Защищаясь, Алена отстреливалась из лука, пока не закончились стрелы. Затем последовал плен и казнь. Федора Сидорова и еще полтора десятка лидеров восстания, по приказу Ю. Долгорукова повесили за рекой Мокшей. Алену Арзамасскую сожгли в срубе как еретичку и колдунью.
И. Мясников. Сожжение Алены в Темникове
  Самую большую армию в тех краях, свыше пятнадцати тысяч бойцов, удалось собрать Акаю Боляеню (Боляеву). За короткий срок Боляень заменил луки и стрелы воинов на огнестрельное оружие, создал конницу и артиллерию из 12 пушек.
   Главное сражение войска Акая и карательного корпуса Юрия Барятинского произошло у Усть-Уренской Слободы на реке Кандарать. Повстанцы потерпели поражение, лишившись всех пушек и 24 знамен.
  Боляень сохранил значительную часть армии, отступил к Ардатовскому перевозу через реку Алатырь. Стремясь перехватить инициативу, повстанцы начали наступление на город Алатырь, но были окончательно разбиты 8 декабря 1670 года у села Тургенево. Акая Боляеня четвертовали, казнили и других лидеров восставших.
Н. Самокиш. Бой разинцев с правительственными войсками у с. Кандарать
  Царские войска взяли под контроль все земли эрзя и мокша. Расправа над восставшими сократила, по данным Гераклитова, мужское население края на 10%. Целые села выжгли до тла: Ст. Чукалы, Ст. Баево, Ст. Селище, Ст. Ардатово и другие.
  Победители запретили эрзе и мокше охотиться, иметь оружие и кузницы. Наряду с этим происходили процессы закрепощения крестьянства, ограничение его в правах. Московские колонисты переселялись в покоренные земли. Продолжалась христианизация. После ликвидации Касимовского царства, 16 мая 1681 года, царь Федор Алексеевич предоставил всем обращенным в православие налоговые льготы.

Терюшевское восстание

  В 1740 году в Казани царизм учредил Контору новокрещенских дел, с главной задачей обращения в христианство тюркского и финно-угорского населения. В качестве приманки использовались податные и рекрутские льготы, а также материальные подарки в виде денег и одежды.
  Православное духовенство вело себя так, как и подобает представителям оккупационной администрации. Характерный случай произошел 18 (28) мая 1743 года в селе Сарлей Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии.
  Епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий (Сеченов) приказал готовить себе пищу, использовав в качестве дров деревянные памятники местного нехристианского кладбища. Поповский беспредел вызвал возмущение местных жителей. Обошлось без жертв – епископ Дмитрий спрятался в погребе местного попика, а затем настрочил кляузу, с требованием прислать карательный отряд, арестовать смутьянов и разорить все кладбища в округе.
  По доносу попа арестовано 20 эрзян, которых мстительный христолюбивый епископ подверг жестоким истязаниям.
  Защищаясь от репрессий, местные жители организовали повстанческий отряд. Его возглавил Несмеян Васильев, провозгласивший округу свободной от подчинения царю и помещикам. Повстанцам удалось победить небольшие царские отряды возле сел Романиха и Борцово.
  Но вскоре подошли регулярные войска, и 26 ноября 1743 года разгромили плохо вооруженных повстанцев. В результате убили 74 человека, ранили – 30, захватили в плен – 130. Несмеяна Васильева приговорили к сожжению, его соратника Пумраса Семенова к смертной казни, замененной на вечную каторгу. Всего осудили 282 человека.

Под знаменем Емельяна Пугачева

 
М. Шанин. Встреча Пугачёва в Саранске
  Новый всплеск национально-освободительного движения начался во времена войны Пугачева. 23 июня 1773 года его отряды освободили Алатырь, и казнили 221 представителя оккупационной царской администрации. 26 июля пугачевцы заняли Саранск, казнили еще триста сторонников российского царя. 2 августа освобождена Пенза, 4 августа — Петровск, 6 — Саратов. За это время армия Пугачева пополнилась более чем 20-ю тысячами человек.
  Талантливым военачальником проявил себя Куралей Иванов. Ему удалось овладеть городом Карсун, разгромить отряд регулярной царской армии полковника Рычкова, взять в осаду Симбирск. Под натиском превосходящих сил противника Иванов отступил из под Симбирска, проведя рейд по Симбирскому, Самарскому и Саратовскому уездам. 15 сентября 1774 года отряд Куралея Иванова разгромили каратели.
  В тоже время успешно действовали повстанческие полки Мартынова, Шипилова, Елистратова, Родионова и других. Им удалось освободить города Инсар, Троицк, Краснослободск, Темников, Наровчат, Верхний и Нижний Ломовы.
Toraman terdemas — Зов Торамы
  Восстание удалось подавить лишь после введения многочисленных частей регулярной царской армии. Казни побежденных повстанцев носили массовый характер.

Новое время 

 
Мордовская женщина.  «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.» — Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук, 1799.
  В 1808 году крестьяне Терюшевской волости начали отказываться от  выполнения барщины, собираться на общие моления (озксы) в лесах.
  Лидером движения стал Кузьма Алексеев из деревни Большое Сеськино. Судя по полицейским донесениям, он учил, что больше нет ни Христа, ни христианства. Должна возродиться традиционная вера эрзя, люди освободятся от крепостной зависимости. Алексеева сотоварищи арестовали и приговорили к битью кнутом, клеймлению огнем на лбу и щеках, вырыванию ноздрей и вечной ссылкой в Иркутскую губернию.
Флаг эрзя. Бело-красно-чёрное (сверху вниз) полотнище, символизирующее в своих цветах Свободу, Жизнь и Землю Эрзя.
  К началу ХХ века население края жило преимущественно крестьянским трудом. Большинство селян имели крохотные земельные наделы и пребывали в бедности. Не удивительно, что волнения во время революции 1905 года стали массовыми: разгромлено свыше 500 помещичьих имений. За это несколько тысяч крестьян  подвергли порке, арестам и каторге.
Флаг мокша. Малиновый цвет символизирует радость и праздник. Белый – цвет духовной чистоты, чистоты помыслов. Чёрный – символизирует Родину (Мастораву) и память предков. Знак "мокша" - древний мокшанский вариант солярного знака, означающий Освобождение.
  В те же годы возникло движение интеллигенции за национально-культурное возрождение эрзи и мокши. Движение сосредоточилось на просветительской деятельности. После Февральской революции 1917 года деятели национального возрождения призывали организовать обучение и богослужение на языках эрзя и мокша. Политическая активность ограничивалась попытками  получить представительство во всероссийских властных структурах.
  После переворота устроенного большевиками часть эрзян и мокшан поддержала красных, часть приняла активное участие в антибольшевистских восстаниях: самым крупным из которых было Антоновское.
Ю. Кугач. Из недавнего прошлого
  Сталинский террор нанес тяжелейший удар по всем сферам жизни Эрзяно-Мокшании. Возрождение национально-культурного движения произошло лишь в годы перестройки. Деятельность современных национальных организаций сосредоточена в основном на вопросах функционирования и обучения на родном языке, культурной жизни. В национальном движении существуют разногласия по вопросу: эрзя и мокша – один народ или два?
  В целом курс правящего ныне в РФ режима на жесткую централизацию, не способствует развитию национальной жизни как эрзя и мокша, так и других народов последней империи.
Е. Исто. Атака. 1899 г. Аллегорическое изображение русификации финно-угорских народов


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

4 коментарі:

  1. Эрзя и мокша потому и разошлись так сильно по языку и культуре, так как степной клин между ними занимали татары-мишаре, потомки тюркских племен с гуннского времени, вот именно они и составляли основное население Касимовского ханства.

    ВідповістиВидалити
  2. Разин от распространенного прежде татарского имени Ураз - счастье.
    Цибирцы - топоним в полной мере отражающий особенности диалекта татар-мишарей. Между прочим диалект субэтноса касимовских татар отличен от диалекта татар-мишарей. Тюркоязычные предки мишарей проживали на этой территории задолго до образования Золотой Орды.

    ВідповістиВидалити
  3. Арзамас - старинное татарское имя. Такое же по типу как Таймас (не подскользнется), Алмас (не возьмет), Качмас (не убежит). Арзамас - не растеряется, не сглупит.

    ВідповістиВидалити
  4. Ст. Чукалы - это татаро-мишарское село. Произносится как Цыкал. При чем тут мордва?
    Название предполагаю от Цик - граница, поскольку село было основано татарами переселенными для устррйства и охраны т.н. засечной черты - пограничного рубежа со Степью

    ВідповістиВидалити