субота, 15 вересня 2018 р.

Восстания в Якутии против советского колониализма Часть І. Тунгусское восстание


Восстания в Якутии против советского колониализма

Часть І. Тунгусское восстание

 
Флаг Тунгусской республики. Белый цвет символизирует снег, зеленый — тайгу, лес, черный — землю.
  XVII век стал одной из наиболее героических страниц в истории Саха, временем более чем полувековой борьбы Якутии против агрессии Московского царства.
  Вопреки имперской пропаганде, Московия отнюдь не несла коренным народам Севера свет цивилизации. Ее цель была более прозаичной: поставить порабощенные народы «на счетчик» государственного рэкета – ясака.
  Колониальный гнет неоднократно приводил к вооруженным выступлениям коренных народов Севера.
  После того, как большевики загнали пролетариев многих стран в один концлагерь – СССР, стало очевидным, что царская колониальная политика оказалась относительно мягкой.   

Предпосылки восстания

 
Гримасы коммунизма
  К середине 20-х годов, с упрочением коммунистического режима, началось систематическое наступление на жизнь и
права народов проживавших в юго-восточной Якутии и на побережье Охотского моря. Огромные, по европейским меркам, территории  Алданского, Верхоянского, Вилюйского, Колымского, Олекминского и Якутского округов имели население всего около тринадцати тысяч человек.
  Здесь, с давних пор, жили якуты, юкагиры, эвенки и эвены. Это совершенно разные народы, но для пришлых они все казались «на одно лицо». Поэтому, дабы не усложнять себе жизнь, колонизаторы именовали всех тунгусами.  
  Диктатура «пролетариата» развернула в Охотском крае, отделенном от Якутии в апреле 1922 года, построение «справедливого общества» основанного на принципе: «Я – начальник, ты – дурак». Точнее, порабощенный коммунистами человек воспринимался ими даже не как «дурак», ибо последний все еще наделен чертами неповторимой индивидуальности, а легко заменимой безликой шестеренкой единой  социалистической государственной машины.
  Шестерни обязывали функционировать по программе «раньше думай о родине, а потом – о себе». Кремлевских партократов не заботило то, что для всех порабощенных Россией народов Москва и ее окрестности никогда не являлись родиной.   Диалектических материалистов из Кремля интересовало лишь материальное – все, что можно отобрать у тружеников, во имя победы коммунизма во всем мире.
  Не стали исключением и «тунгусы». Для победы мировой революции российским колонизаторам понадобились  «тунгусские» олени, собаки, пастбища, оружие и охотничьи трофеи. Жадность «пролетарских» диктаторов оказалась безмерной – они стали взимать с местного населения «недоимку» за 1919 – 1922 годы, время господства в тех местах «белогвардейских» колонизаторов.
  При этом, как везде и всюду, представители российской оккупационной  администрации даже не думали учить язык местного населения, у которого колонизаторы отбирали земли, и передавали понаехавшим московитам. Естественно, не поощрялась культура коренного населения, образование велось на «общепонятном языке» колонизаторов, в административные органы вход «тунгусам» закрыли.
Коммунистический митинг
  Ситуацию сильно осложнила административная реформа. Раздел с Якутией, привел к запрету на торговлю с иностранцами, ухудшению снабжения Охотского края привозными товарами и усилению чиновничьего беспредела.
  Московский призрак коммунизма обрек местное население на нищету, но не учел одного – он имел дело не со своими исконно-посконными холопами, которые способны лишь к «бунту» на коленях, а с людьми, с детства обращающимися с оружием и никогда не знавшими крепостного права.

Да здравствует Тунгусская республика!

  Непосредственным поводом к восстанию послужил красный террор. В сентябре 1924 года коммунистические опричники расстреляли шесть человек в селении Ульма.
  Весть о зверствах колонизаторов вызвала у местного населения не страх, как рассчитывали оккупанты, а готовность защищать жизнь и честь. Коренное население начало создавать отряды самообороны.
  Охотский край оказался богат свободолюбивыми людьми, носившими, вследствие колониальной политики оккупационной администрации, чуждые имена и фамилии, но остававшимися людьми своего родного народа.
Командиры повстанцев. Павел Карамзин 2-й в верхнем ряду.
  10 мая 1924 года 25 повстанцев овладели селением Нелькан. 6 июня 1924 года  60 борцов за свободу обезвредили коммунистический гарнизон, и заняли порт Аян. Восставшие проявляли милосердие: всех захваченных в плен оккупантов из Нелькана и Аяна разоружили и отпустили на свободу.
  В июне 1924 года в Нелькане прошел Всетунгусский съезд Охотского побережья и прилегающих районов,  на котором создано Временное Центральное Тунгусское национальное управление. Его возглавил председатель К. Стручков, заместителем избрали Н. Дьячковского. Вооруженные силы, численностью более 600 бойцов, что немало для тех малолюдных просторов,  возглавили  Павел Карамзин и Михаил Артемьев.
  14 июля 1924 года новый съезд повстанцев в Аяне объявил о создании независимой Тунгусской республики, и обратился к Лиге Наций с воззванием спасти их от общего врага всех национально-освободительных движений –  «русского коммунизма». Съезд утвердил государственный символ Тунгуской республики – бело-зелено-черный флаг.
   Душой восстания стали Павел Карамзин и Михаил Артемьев.
   Карамзин происходил из местного княжеского рода, что наделяло его в глазах коренного населения, соблюдавшего традиционный жизненный уклад, харизмой прирожденного лидера.
  Михаил Артемьев не имел аристократического происхождения, но стал фактическим лидером повстанческого движения. Именно его отряд освободил от колонизаторов Нелькан и Аян, именно он разрабатывал идейные основы освободительного движения.
  В отличие от большинства соотечественников, Артемьев получил образование. До начала национально-освободительной борьбы работал писарем, старшиной родовых управлений и учителем. После большевистского переворота занимал должность волостного комиссара, а затем – председателем местного ревкома.
  Природный ум и полученное образование позволили Артемьеву очень быстро понять звериную суть коммунизма. В начале двадцатых годов он присоединился к восстанию «белогвардейских» колонизаторов генерала Пепеляева (1921 – 1923), а после его разгрома большевиками, продолжил вооруженную партизанскую борьбу.
  К концу 1924 года повстанцы развернули активную деятельность практически по всей территории Охотского края.
  Успехи Тунгусского восстания стимулировали колонизаторов к началу карательной операции. В начале февраля 1925 года на подавление национально-освободительного движения послали отряд кавалерии, возглавляемый старым чекистом Иваном Яковлевичем Стродом.
Иван Яковлевич Строд
  Строд считался опытным карателем. Карьеру «профессионального революционера» начинал как анархист, затем стал сторонником большевиков, участвовал в подавлении якутского восстания «белых» колонизаторов под руководством Пепеляева. Венец феерической карьеры заплечных дел мастера обычен для пламенного чекиста – казнен коллегами в 1937 году.
  Коммунистические демагоги окрестили 1937 годом «большого террора». На самом деле, жертв в этом году насчитывалось намного меньше, чем в 1929 – 1933 годах, во время создания ВКП(б) (Второго Крепостного Права (большевиков)), прозванного самими коммунистами «Великим переломом» крестьян или «коллективизацией». В те годы, холодом и голодом уничтожили миллионы украинцев и казахов, но наследники палачей ЧК считают жертвами сталинских репрессий лишь верных ленинцев.
  Именно в 1937 году коммунистический режим, дотоле планомерно уничтожавший «классово чуждые элементы», добрался до самого себя. В 1936 – 1937 годах красный террор коснулся коммунистической элиты: Розенфельда «Каменева», Радомысльского «Зиновьева», Карла Радека, Еноха Ягоды и иже с ними. Именно поэтому потомки красных палачей до сих пор вопят о «большем терроре» 1937 года. На самом деле, в те времена, красная гадина начала пожирать собственных чудовищных отпрысков.
  Вернемся в год 1925. 7 февраля каратели Строда заняли Петропавловск.
  Это не обескуражило повстанцев.  22 февраля отряд Павла Карамзина  (150 бойцов эвенков) овладел Новым Устьем. Повстанцам удалось разоружить коммунистический отряд из 317 солдат, при семи пулеметах. Кроме того национально-освободительное движение укрепило материальную базу трофеями (ценным мехом пушных животных) на 100 тысяч рублей в Новом Устье, и еще на 25 тысяч рублей — в Оймяконе.
  4 марта 1925 года повстанцы разгромили отряд карателей из 50 человек в Усть-Майском. Оккупанты отступили, понеся потери в 9 человек погибшими и 8 ранеными.
  Вскоре  коммунистическая партия прислала в Усть-Майское еще 80 карателей, которые смогли потеснить повстанцев.
  В начале апреля каратели Строда уничтожили группу С. Канина. Из 13 человек трое бойцов спаслись, двое погибли, восемь повстанцев, включая командира Канина, попали в плен. 
  Чекисты не стали делать ставку на вооруженное противостояние. Они прекрасно понимали, что для уничтожения 600 повстанцев, свободно перемещающихся по огромной территории, практически лишенной дорог, властям понадобится приложить колоссальные усилия и материальные ресурсы.
  Поэтому колониальная коммунистическая администрация начала переговоры с повстанцами. Всем участникам национально-освободительного движения обещали амнистию, а также рассмотрение требования воссоединения Охотского края с Якутской АССР.
  9 мая 1925 года сложил оружие отряд Михаила Артемьева (484 человека), 18 июля разоружилась группа Павла Карамзина (35 бойцов).
Михаил Артемьев
  10 августа того же года в Охотске начал роботу съезд тунгусов Охотского побережья. Представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании, организации Советов из представителей родов. В числе требований к Центральному исполкому Якутии: воссоединения Охотского края с Якутией; предоставление местной политической, экономической и культурной автономии; устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.
  Если бы коммунистический режим пошел на выполнение всех требований съезда, возможно, вскоре бы появилась Якутская советская социалистическая республика в составе СССР.
  Вышло совсем иначе. Колонизаторы, для вида принявшие условия представителей Тунгуской республики, начали готовить почву для реванша: отстранили от  занимаемых должностей прежних руководителей края, но не тронули амнистированных повстанцев. Более того, некоторых активистов повстанческого движения даже приняли на службу в колониальную администрацию. Одновременно коммунистический режим планомерно укреплял «властную вертикаль».  
  В 1927 году колонизаторы начали расправу над бывшими активистами Тунгусской республики. В ответ в Якутии вспыхнуло новое восстание, известное как движение конфедералистов. Его возглавил Павел  Ксенофонтов.
Литература:
Ковлеков С. И., Боякова С. И. Тунгусское восстание1924 – 1925 гг.. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Немає коментарів:

Дописати коментар