неділя, 16 вересня 2018 р.

Восстания в Якутии против советского колониализма Часть II. Движение конфдералистов


Восстания в Якутии против советского колониализма

Часть II. Движение конфедералистов

Коммунистический взвод карательного отряда ОГПУ И. Строда в период подавления восстания конфедералистов. Зима 1927 - 1928 годов.
Продолжение. Начало в Часть I
  Как и следовало ожидать, большевистский режим не выполнил обещаний, данных представителям Тунгусской республики. Коммунисты в очередной раз подтвердили прописную истину, что договоры с Россией не стоят даже бумаги, на которой написаны.
  Земли, населенные якутами так и остались разделенными административными границами Якутской АССР, Приморской и Камчатской областей. Централизованная  административно-командная система советской империи лишала национальные субъекты российской «федерации» какой-либо автономии.
  По-прежнему, представительство коренного населения Севера в органах местной власти оставалось минимальным. Понаехавшие чиновники просто не считали нужным знать якутский язык. Великодержавная спесь, а возможно и изрядная интеллектуальная ограниченность, до сих пор мешает «русскоязычным» учить языки независимых государств, образовавшихся на руинах имперской Химеры – СССР.   
  Продолжалось заселение Якутии переселенцами из центральных областей России, выделение им земельных наделов созданных за счет пастбищ якутов, разорявшее скотоводческие хозяйства коренного населения. Вчерашних хозяев родной земли вынуждали батрачить на российских колонистов. Качество жизни якутского населения при коммунистах заметно ухудшилось по сравнению с жизнью при царском режиме.
   Именно такое положение вещей застал Павел Ксенофонтов,  вернувшийся после многолетнего отсутствия на Родину в 1925 году.

Павел Васильевич Ксенофонтов

  
Павел Васильевич Ксенофонтов
  Судьба этого человека – яркий пример того, как национальное самосознание помогает вырваться из плена иллюзий, порожденных увлечением коммунистической демагогией.
  Павел Ксенофонтов получил высшее юридическое образование в царской России, поддержал большевистский переворот 1917 года. В первые годы советской власти работал в Украине чиновником оккупационной администрации. Затем переехал в Москву для работы судьей и нотариусом. В 1925 году Ксенофонтов вернулся в родную Якутию и поразился ухудшению экономического положения коренного населения, по сравнению со временами царского режима.
  Ксенофонтов счел причиной  ухудшения условий жизни перегибы на местах, «перерождение» коммунистической элиты. При этом сохранил веру в фантастические измышления Маркса, которые почему-то именуют «научным коммунизмом». В марксистской демагогии нет и намеков на научные методы исследования, но это тема отдельной беседы.
  На России с давних времен любят играть в игру «царь хороший, бояре – плохие». В один из вариантов этой игры, которая ничем не уступает играм описанным Эриком Берном, играл и Павел Ксенофонтов.
  Он считал идеи коммунизма правильными, но искаженными исполнением на местах. Развитию огромного социалистического потенциала в Якутии, по мнению Ксенофонтова, мешала сильная централизованная властная вертикаль СССР. Огромный экономический потенциал края: природные ресурсы, огромные пространства, выход к необозримым просторам океана, давал Якутии право на преобразование из автономной республики в союзную. Более того, сам Советский Союз следовало трансформировать в конфедерацию, то есть союз независимых государств.
  Как юрист, Ксенофонтов обосновывал право Якутии на изменение статуса и конституции положениями конституции РСФСР 1918 года, где декларировалось создание Российской федерации в качестве союза свободных наций.
Распад Российской империи в 1918 году
  Павел Ксенофонтов не учел одного обстоятельства. За все время существования, на России имелось немало правовых документов, соблюдать которые клялись московские владыки. Цари божились и целовали кресты, что ограничат власть и править будут по закону, а не своеволию. Но стоило им обосноваться на троне, они, подобно Анне Иоанновне, разрывали со смехом очередные верховные кондиции.
  Большевики оказались еще хуже – в отличие от царей, они не верили ни в крестное целование, ни в необходимость соблюдать клятвы и договоренности.
  Ксенофонтов и его единомышленники довольно быстро убедились в тщетности усилий изменить конституцию Якутской АССР. После ряда неудачных попыток реформировать коммунистическое «законодательство», они пришли к идее создания собственной партии. Она возникла весной 1927 года под названием Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов.
  Кроме создания Якутской ССР партия ставила целью демократизацию, увеличения представительства беспартийных во властных институтах, разделение судебной, исполнительной и законодательных властей, увеличение квоты коренных народов Севера в органах власти. Гражданам гарантировалась подлинная свобода слова, собраний, печати, соблюдение прав личности.
  Не трудно убедиться, что большинство из этих идей никогда не были, и наверное никогда не будут, реализованы на России. Империя и свобода – две вещи не совместимые. Ксенофонтов понимал это, отсюда и идеи о Конфедерации.
  Во время создания партии конфедералистов Ксенофонтов познакомился с Михаилом Артемьевым – старым борцом с большевистской колониальной политикой: он участвовал в белогвардейском восстании Пепеляева, возглавлял Тунгусское восстание.
  Знакомство оказалось взаимно полезным: Артемьев нашел необходимую идейно-интеллектуальную поддержку, а Ксенофонтов познакомился с человеком, боровшимся за Свободу с оружием в руках.

Восстание конфедералистов

   Ксенофонтов, Артемьев с единомышленники начали приготовления к вооруженному выступлению против советского колониализма. Если верить показаниям данным палачам ОГПУ конфедералистом В. Егоровым, вооруженное выступление планировалось на 21 сентября 1927 года.
  Согласно плану восстания, после разоружения местных воинских частей красной армии, повстанцы планировали созвать Всеякутский съезд, и рассмотреть изменения в конституцию Якутской АССР.
  На самом деле это не план восстания, а всего лишь один из отвергнутых вариантов борьбы. В реальной жизни события развивались несколько иначе.
  Павел Ксенофонтов и его соратники провели 28 сентября 1927 года учредительное собрание, на котором приняли программу и устав «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов». Для защиты нового движения приняли решение создать отряды самообороны.
  С целью формирования воинских отрядов в якутские селения направились агитаторы.
Михаил Артемьев
  Первый отряд создал легендарный лидер повстанческого движения Михаил Артемьев. Группа состояла из 50 бойцов, первая боевая операция – занятие села Петропавловск. На организованном сходе местного населения изложили цели движения конфедералистов. К отряду С. Михайлова, при начштабе М. Артемьеве, присоединилось 18 новых бойцов.
  Вскоре последовал рейд на село Абага, где произошло событие наглядно показывавшее методы повстанцев.
  Чтобы воспрепятствовать занятию села конфедералистами, кто-то из большевиков вывел в качестве живого щита местную пионерскую организацию. Повстанцы не стали воевать с детьми и отступили. И этих людей назвали «бандитами» те, кто применил смертную казнь к детям от 14 лет и старше!
  За два месяца повстанцы освободили территории пяти улусов, в том числе в районах, где парой лет ранее полыхало пламя Тунгусского восстания. Повстанческая армия увеличилась до 750 человек.
  Следует отметить, что повстанцы в отношении пленных оккупантов придерживались той же политики, что и в 1924 – 1925 годах – коммунистических наймитов разоружали и отпускали на все четыре стороны. Их противники, как мы увидим в дальнейшем, подобным человеколюбием не отличались.
На грани ассимиляции
  4 декабря 1927 года в селе Мытатцы партия конфедералистов избрала руководство – Центральный Комитет: С. М. и С. И. Михайловы, П. Г. Оморусов, С. Н. Данилов, Г. В. Афанасьев, А. П. Павлов, И. Л. Белолюбский, В. М. Слепцов, Ефремов; и Генерального секретаря П. В. Ксенофонтова.
  На борьбу с повстанцами выдвинулся отряд ОГПУ под командованием Ивана Строда – опытного карателя, подавлявшего ранее Тунгусское восстание.
  Плохо вооруженные повстанческие отряды не могли противостоять хорошо обученным и экипированным отрядам чекистов. Зимой 1927 – 1928 годов все ограничивалось перестрелками, со сравнительно небольшим жертвами, до 15 убитых и раненых.
  Лидер восстания Павел Ксенофонтов реально оценил силу колонизаторов, предпочел сдаться 1 января 1928 года, надеясь на обещанную амнистию. Отряд Михайлова, вняв обращению Ксенофонтова, сложил оружие 28 января, отряд Артемьева сдался 6 февраля. С капитуляцией Михаила Артемьева закончилось вооруженное выступление конфедералистов.
  В этот раз Москва решила не играть с повстанцами в «гнилой гуманизм». Для расправы с конфедералистами в Якутск из Москвы прибыла комиссия ЦК ВКП(б) Я. Полуяна, и группа ОГПУ во главе с С. В. Пузицким. Коммунисты расстреляли 128 повстанцев, еще 140 отправили в заключение. Наряду с повстанцами под репрессии попали представители местной интеллигенции и колониальной администрации.
Красные каратели И. Я. Строд и С. В. Пузицкий
  Красные палачи Строд и Пузицкий пережили свои жертвы лишь на несколько лет – в 1937 году их утилизировали в рамках сталинской программы красного государственного террора.
  После поражения восстания конфедералистов народ Якутии долгое время не проявлял политической активности. Так продолжалось до апреля 1986 года, когда более 600 якутских студентов организовали протест против существовавшего в СССР фактического национального неравенства. В 1990 году под руководством С. А. Борисова возник союз «Саха омук», ставивший целью обретение суверенитета республикой Саха. После принятия новой конституции республики Саха организация прекратила деятельность.
  Под тяжестью экономического кризиса 90-х годов многие граждане Якутии утратили интерес к политической активности. Власть прочно сосредоточили в своих руках бывшие члены КПСС, сменившие коммунистические партбилеты на членство в «Единой России». Жив ли в якутском народе дух легендарного Тыгына Дархана, стремление к свободе, или он окончательно сломлен колонизаторами, и обречен на ассимиляцию и исчезновение?

Использованная литература:
  1. Антонов Е. П. Конфедералисты: «уйти из-под диктата государства». // Советы Якутии. 1993. 6 мая;
  2. Антонов Е. П. «Если мы шли против Соввласти…». // Полярная звезда. 1995. № 2.
  3. Программа младо-якутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства «конфедералистов». // Илин. 1991. № 2.
  4. Речь П. В. Ксенофонтова, произнесённая к повстанческой интеллигенции с разных улусов Якутии (конец 1927 г.) // Илин. 1991. № 1.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора! 

Немає коментарів:

Дописати коментар