Сторінки

неділя, 7 березня 2021 р.

Мухаммад Саид бек – внук имама Шамиля

 Мухаммад Саид бек – внук имама Шамиля

 
Имам Шамиль и его внук Мухаммад Саид бек Шамиль
  Мухаммад Саид бек достойно продолжил дело прославленного деда – имама Шамиля, объединившего для борьбы с Российской империей все коренные народы Северного Кавказа. Жизнь внука третьего имама Чечни и Дагестана прошла в борьбе за свободу Кавказа от новой версии Российской империи – СССР.
  Из-за российской оккупации родного края Мухаммад Саид родился в Османской империи, ставшей родиной для многих мусульман, изгнанных царскими завоевателями.
  Новое отечество дало внуку Шамиля хорошее образование: он свободно владел не только родным аварским, но и английским, арабским, «русским», турецким и французским языками.
  Первая мировая война разрушила сразу несколько империй, в числе коих Османская и Российская. Их крушение предоставило многим народам шанс создать свои национальные государства.

Восстание горских народов Кавказа

  Не остался в стороне и Северный Кавказ – в ноябре 1917 года коренные народы края провозгласили создание Горской республики. Но уже весной 1919 года независимое государство народов Северного Кавказа пало под ударами «белых» и «красных» россиян.
  Грубая сила колонизаторов низложила правительство Горской республики, но не смогла заковать в цепи свободолюбивые народы Кавказа. Через год горцы вновь поднялись на борьбу с российскими оккупантами.
Нажмуддин Гоцинский
  Душой восстания стал имам Нажмуддин Гоцинский. Этот мудрый человек понимал, что успех движения возможен лишь при условии совместного выступления всех горских народов против российско-большевистских оккупантов. Восстание нуждалось в лидере, способном сплотить все народы Северного Кавказа.
  Таким человеком мог стать лишь потомок легендарного Шамиля, в свое время, сумевшего объединить всех горцев для борьбы с российской агрессией. Из прямых потомков легендарного имама в живых оставался только его младший сын – Мухаммад Камиль. 11 мая 1920 года в чеченском селе Капши, на съезде горских народов его избрали руководителем освободительного движения Северного Кавказа.
  Однако состояние здоровья не позволяло наследнику Шамиля продолжить дело отца лично, поэтому он благословил на святое дело сына. Вскоре 19-летний внук Шамиля Мухаммад Саид оставил Турцию, и через независимую, в то время, Грузию, направился на родину предков – в Дагестан, куда прибыл в сентябре того же года.
  Его появление вдохновило повстанцев. Не взирая на младые лета Саид бея, они предложили внуку Шамиля лично возглавить руководство освободительным движением. Следует отдать должное мудрости юноши – сославшись на молодость и отсутствие опыта он предложил оставить руководство за более достойными людьми.
  Восстание возглавили четыре шейха, имевших высочайший духовный авторитет: Мухаммад из Балахани (лидер), Ибрагим Хаджи из Кучра, Дарбиш Мухаммад Хаджи из Инхо и Мухаммад Амин из Ансалта. «Генеральным штабом» повстанцев командовал Магомед Джафаров.
  Личную охрану внука Шамиля руководство шариатских войск горских народов поручило землякам легендарного Шамиля – 25 храбрым джигитам из аула Гимры. Общая численность отряда Саид бека превышала пять сотен воинов.
  Осенью 1920 года, для освобождения родной земли, отряды повстанцев начали наступление сразу в нескольких направлениях с территории независимой Грузии. На первом этапе восставшим сопутствовал успех: поражение большевиков у границы с Грузией (сентябрь 1920 года), разгром Араканского отряда (октябрь 1920), поражение полка Революционной Дисциплины под Ботлихом (ноябрь 1920) и ряд других успешных действий.
Имам Чечни и Дагестана Нажмуддин Гоцинский со сподвижниками
  Но вскоре сказалось превосходство большевистских оккупантов в живой силе и технике, усиленное спецификой любого повстанческого движения: противоречиями между отдельными лидерами, отсутствием жёсткой дисциплины в рядах добровольцев и т.п.
  Мужество отрядов повстанцев, вооруженных стрелковым оружием, испытывавших сильный дефицит боеприпасов, не могло адекватно противостоять захватчикам, активно использовавшим мощь артиллерии и авиации. Но даже в таких не равных условиях борьбы, сыны Кавказа уничтожили более пяти тысяч российских оккупантов.
  Юный Саид бей в сражениях с врагами получил тяжелые ранения. Герой долго скрывался в горных селениях, и лишь спустя длительное время соратникам удалось переправить изнуренного Саид бека в турецкий госпиталь, где его лечили два месяца.

Наследники Прометея

  После выздоровления Саид бек понял, что в ближайшее время вооруженная борьба за свободу Кавказа не возможна. Слишком не равны силы. Путь к свободе Родины возможен лишь при условии объединения усилий большинства порабощенных Москвой народов.
  В первую очередь сосредоточились на консолидации усилий свободолюбивых кавказских народов. В 1923 году возник «Союз горцев в Чехословакии». При непосредственном участии Саида Шамиля, в 1926 году в Праге создана «Народная партия свободных горцев Кавказа», позже переименованная в «Народную партию горцев Кавказа» (НПГК).
  Саид бек сосредоточил все силы на партийном строительстве. Отделения партии действовали в Дагестане, Чечне, Франции, Турции, Египте, Сирии, Сербии, Албании, Болгарии и США.
  Помощь освободительному движению оказывало правительство Польши. Благодаря усилиям польского движения прометеистов, удалось сгладить противоречия между различными политическими силами Северного и Южного Кавказа, достигнули согласование действий социал-демократов Грузии, мусаватистов Азербайджана и активистов НПГК.
  Справедливо полагая, что одним из главных препятствия освободительной борьбы могут стать национальные противоречия народов Северного Кавказа, НПГК сосредоточило основные усилия на консолидации горских народов.
Мухаммад Саид бек Шамиль
  В этот период Саид бек Шамиль проявил качества незаурядного мыслителя и публициста, активно работал в периодических изданиях. Его тексты вселяли веру в неминуемый крах большевистского колониализма, от ударов нанесенных освободительной борьбой порабощенных народов.
  Внук Шамиля активно сотрудничал с находящейся в Саудовской Аравии Всемирной исламской организацией «Рабита» («Связь»), ставившей целью поддержку освободительной борьбы всех угнетенных народов исповедующих ислам.
  Враги оценили эффективность действий внука Шамиля: власти СССР оказали давление на правительство Турецкой республики, в результате которого Саид бек переехал в Польшу, где стал одним из лидеров «Кавказского национального комитета».

Вторая мировая и Холодная войны

  Все резко изменилось после преступного сговора СССР и III Рейха, за которым последовало совместное нападение двух тоталитарных режимов на Польшу в сентябре 1939 года.
  Варшава – город, в котором жил Саид Шамиль, оказался в зоне гитлеровской оккупации. Нацисты обратились к лидеру национально-освободительного движения Кавказа с предложением о сотрудничестве. Трезво оценив реальные намерения властей III Рейха, внук Шамиля категорически заявил гитлеровцам, что для Дагестана один плен не лучше другого.
  Всем адептам победобесия следует сравнить мужественный ответ Саид бека, с попытками сталинской клики заключить сепаратный мир СССР с III Рейхом.
  По завершению Второй мировой войны, Саид бек Шамиль участвовал во многих исламских конференциях, где неустанно взывал к братьям мусульманам с просьбой помочь освобождению народов Кавказа от ига российского коммунистического империализма.
  Совдеп заметил и оценил усилия внука великого имама Чечни и Дагестана. Его, и редактора туркменского радио «Свобода» Баймирзу Ханта коммунистические пропагандоны именовали не иначе как «зоологическими антикоммунистами и врагами СССР № 1 в стане исламской реакции».
  Не смотря на угрозу для жизни со стороны российских чекистов, Саид бек Шамиль до конца дней оставался открытым и радушным человеком, в его доме всегда привечали посетителей с искренним кавказским гостеприимством.
  Одной из важнейших задач Саид Шамиль считал просвещение земляков. На вырученные средства от продажи дома в Саудовской Аравии, он создал внушительную библиотеку, переданную после смерти хозяина в «Фонд имени Шамиля».
  В 1977 году, в почтенном возрасте, Саид бек получил предложения украсить своим именем партийные списки ряда партий Турции. Внук Шамиля поблагодарил всех, но остался верен своей цели – свободе Кавказа. В следующем году, совместно с единомышленниками он создал центр «Фонд образования и культуры имени Шамиля» действующий и поныне.
Северокавказский культурный центр "Фонд образования и культуры имени Шамиля". Стамбул, 1980 г.
  В 1981 году во время хаджа с Мухаммадом Саид беком случилось несчастье – во время омовения он упал и получил сотрясение мозга. Состояние внука Шамиля стремительно ухудшалось, и 21 марта 1981 года он завершил жизненный путь. Его похоронили в семейной усыпальнице стамбульского кладбища, вдали от родной земли.
  Умер мужественный сын аварского народа. Но осталась память о его жизненном подвиге, его идеи. Знакомясь с ними, проникаешься ощущением, что внук великого имама владел даром пророчества. Во времена безраздельного господства коммунистической диктатуры, он писал: «Советский Союз однажды непременно развалится. Однако его крах произойдёт не по причине вооружённого вмешательства извне... Угнетённые народы сами разрушат стены своей тюрьмы».
  Живущим ныне представителям угнетенных Москвой народов следует позаботиться об окончательном избавлении от колониального рабства. В этом проявится величайший почет и уважение всем народным героям, отдавшим жизнь за нашу общую Свободу.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

2 коментарі:

  1. дуже цікаво та пізнавально.Але МОВА.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Про онука Шаміля прочитають не лише українці. Про визвольну боротьбу поневолених Москвою народів пишу по-московськи, бо інакше представники цих народів не читатимуть ці тексти. Ви б читали статтю про Бульбу-Боровця на інгушській мові?

      Видалити