пʼятниця, 17 липня 2020 р.

Маньчжурский клин: этническая чистка в Благовещенске в 1900 году



Маньчжурский клин: этническая чистка в Благовещенске в 1900 году

 
Китайцев насильно загоняют в Амур для депортации на родину. Панорама Айгунского исторического музея.
  Трагедия разыгравшаяся в начале июля 1900 года неподалеку от Благовещенска, на территории так называемого Маньчжурского клина – яркий пример этнической чистки, устроенной российским империализмом.

  16 мая 1858 года Российская и Китайская империи заключили Айгунский договор, согласно которому власть России распространялась на левый берег Амура. Соглашение получило высочайшее одобрение – за рвение «в собирании исконных земель» генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева царь пожаловал графским титулом.
  Однако в договоре содержалась ложка дегтя, портившая сладость аннексии новых территорий: все маньчжурское и китайское население этих земель оставалось подданными Циньского императора. Возникла интересная коллизия: территория населенная иностранными гражданами управлялась царской администрацией.
Карта территории поселений китайских подданных на Амуре в 1884 году
  13,7 тысяч жителей 63 селений, раскинувшихся на пространстве в 1,5 тысячи километров, платили налоги и несли воинскую повинность в Цинской империи. Царские власти, при помощи разных ухищрений, пытались перетянуть китайское и маньчжурское население под государеву руку, но без особого успеха.
  В августе 1899 года политические противоречия в Маньчжурском клине Российской империи обострились до предела. В Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней, ставивших целью освобождение Цинской империи от внешнего управления, а также зачистка от всех элементов иноземного влияния: поселений колонистов, христианских миссий, торговых факторий, железных дорог и промышленных предприятий. Действия повстанцев боксерского восстания поддержало правительство страны.
Ихэтуани
  В ответ, Альянс восьми держав, среди коих и Российская империя, начал интервенцию в Цинскую империю, для подавления освободительного движения ихэтуаней.
  Дабы нейтрализовать восставших, зимой 1899 – 1900 годов Российская империя, под видом воинских учений, ввела войска в Китай. Более века назад, российский империализм нарушал государственный суверенитет соседних держав, прикрываясь болтовней о военных учениях. Назвать агрессию «миротворческой миссией» лапотные политиканы тогда еще не додумались.
Карта боевых действий во время ихэтуаньского (боксерского) восстания в Китае 
  К началу лета 1900 года начались бои между отрядами ихэтуаней и иностранными интервентами. Для защиты родного края, китайские власти объявили мобилизацию, которая коснулась и мужчин Маньчжурского клина. Все китайские подданные края, годные к воинской службе, в возрасте от 18 до 40 лет, должны были явиться в Айгун, для пополнения рядов правительственных войск.
  Вскоре, в ответ на действия карательного корпуса генерала Алексеева на севере Китая, повстанцы Маньчжурского клина перешли к активным действиям в районе Благовещенска.
  1 июля ихэтуани обстреляли российские пароходы «Селенга» и «Михаил» неподалеку от Айгуна. Амбань (военный правитель) Айгуна запретил российское судоходство по Амуру.
Сахаров А. Оборона Благовещенска в 1900 году.
  2 июля китайские повстанцы обстреляли Благовещенск из ружей и пушек. Учитывая тревожную обстановку, в этот же день, к военному губернатору Грибскому явились представители коренного населения за разъяснением: уходить им в Китай или оставаться на месте. Российский губернатор заверил представителей маньчжуров и китайцев в полной безопасности пребывания под сенью двуглавого орла.
Военный губернатор Амурской области К. Грибский
  На следующий день, в Благовещенске и его окрестностях арестовали большинство китайских подданных, включая детей, женщин и стариков. Еще раз мир убедился – грош цена, да и то много, слову российского офицера.
  Всех безвинно арестованных согнали на лесопилку, располагавшуюся на берегу реки Зее, неподалеку от ее впадения в Амур.
  На следующий день всех пленных, боле 3,5 тысяч человек, перегнали в станицу Верхнеблаговещенскую на берегу Амура, и приказали переправиться на другую сторону. Плавательные средства не предоставили. Невзирая на пол и возраст, а также умение плавать, казаки загоняли людей в воду. Те, кто пытался вернуться на берег получал пулю, удар топором или шашкой.
  Сохранились документы, в которых один из непосредственных организаторов этнической чистки казачий полковник Волковинский призывал уничтожать китайцев, не рассуждая.
  Ихэтуани находившиеся на противоположном берегу, не поняли происходящего, и открыли встречный огонь по пытавшимся переправиться соотечественникам.
  После перекрестного огня, из 3,5 тысяч участников переправы в живых осталось не более сотни. По воспоминаниям очевидцев, еще несколько дней волны Амура несли трупы погибших китайцев и маньчжур.
  В ночь с 4 на 5 июля китайский отряд напал на российский военный пост в Зазейском районе. В ответ российские колонисты устроили погром селений китайских подданных Маньчжурского клина: селения разорили, хозяйства разграбили, дома сожгли, всех, кто подвернулся под руку – убили.
Добровольцы Благовещенска, 1900 год
  6 июля 1900 года царские власти, воспользовавшись отработанным методом, «депортировали» вплавь 170 китайских подданных. Из этой группы живыми достигли противоположного берега Амура лишь 20 человек. 8 июля выслали еще 66 китайцев, которым удалось воспользоваться лодкой, и сравнительно благополучно достичь другого берега Амура.
  7 июля, после уничтожения значительной части китайского населения, губернатор Грибский обратился к станичным атаманам с разъяснением, что репрессии следует применять лишь к повстанцам. 9 июля он погрозил ослушникам суровыми карами. Военный министр Куропаткин развел руками и пролепетал, что-то вроде: как жаль, что из-за нерадивости на местах погибло много невинных душ.
  Полковник Волковинский мгновенно уловил настроение начальства, и отдал приказ не трогать местных мирных китайцев. После того, как перебили большинство китайских подданных, устроили игрища в империализм с человеческим лицом. То, что лицо сильно походило на посконный зад, карателей не смущало.
  Вскоре царские войска захватили и разрушили китайское селение Сахалян и крепость Айгун. 30 июля Грибский объявил земли зазейских маньчжур собственностью Российской империи, и воспретил возврат китайских подданных на эти территории, переходившие в распоряжение российских колонистов.
Руины Айгунской крепости, 1900 год
  Губернатор Грибский, при помощи этнической чистки, нашел окончательное решение вопроса Маньчжурского клина. Правда, наград за подвиги не получил.
  За массовые убийства нейтрального мирного населения, все виновные в этнической чистке отделались легким испугом и незначительными служебными взысканиями.
  Грибский получил предписание явиться в распоряжение главного штаба, и через год назначен на должность губернатора Ломжинской губернии в царстве Польском. Волковинский три месяца содержался на гауптвахте, с последующей отставкой без права поступать на воинскую службу. Сходное наказание понесли полицейские приставы Благовещенска Батаревич, Шабанов и Волков. Все остальных, привлекавшихся по делу уничтожения китайских подданных Маньчжурского клина, освободили от наказания.
  17 ноября 1901 года указом императора Николая II земли Зазейского района передавались для заселения Амурскому казачьему войску, в награду за доблестную службу и защиту Приамурского края от китайцев.
  В 1907 и 1910 годах Цинская империя просила царя вернуть китайских подданных в места прежнего жительства, или выплатить 1 миллион рублей компенсации за захваченные у них земли. Стоит ли говорить, что царизм проигнорировал обращение китайских властей?
  История повторилась в 1964 году. Вопреки тому, что «прогнившие» самодержавие в обеих империях сменилось «прогрессивными» коммунистическими диктатурами, правящий в СССР режим отклонил все претензии маоистов на исконно-посконные территории Московии на брегах Амура.
  Лишь 14 октября 2004 году Китай и РФ отказались от взаимных территориальных претензий в районе слияния Зеи с Амуром.
Ихэтуань со знаменем
  Судя по всему ныне, Китай решил вернуть аннексированные земли «мягкой силой». Весь регион наводнен китайскими товарами, а местная экономика – китайскими инвестициями. Вслед за этим, для реализации инвестиционных проектов, приходят китайские компании и рабочая сила. Явочным порядком Маньчжурский клин возвращается в родную китайскую гавань.



Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Немає коментарів:

Дописати коментар