неділя, 26 травня 2024 р.

Восстание в Гурии 1841 года

 Восстание в Гурии 1841 года

 
Грузинские государства в 1762 году
  Восстание в Гурии – свидетельство неукротимого стремления грузинского народа покончить с российскй колониальной эксплуатацией и обрести государственную независимость. Народное возмущение 1841 года – лишь пролог к череде выступлений против российского империализма. За ним последовали вооруженное выступление против царизма в 1862 и 1886 годах (Stephen F. Jones. Socialism in Georgian Colors: The European Road to Social Democracy, 1883 — 1917. — Cambridge, MA : Harvard University Press, 2005. — P. 140), и восстание против российско-большевистской оккупации в 1924 году.

Исторический контекст

  До 1810 года Гурия имела статус независимого княжества, где правил род Гуриели — ветвь грузинской династии Вданидзе — Дадиани. Формально Гурия подчинялась Имеретинскому царству, пока князь Мамия V не подписал договор о переходе Гурийского княжества под протекторат Российской империи.
  Последствия не заставили себя ждать. После российско-турецкой войны 1828–1829 годов князь Давид Гуриели признал свое государство частью Грузинско-Имеретинской губернии. Гурия очутилось в когтях двуглавого орла, и в 1846 году получила статус Озургетского уезда Кутаисской губернии.
  Изменения административного статуса практически не изменили этническое лицо региона. Согласно переписи 1897 года в Озургетском уезде проживало 90 326 человек. Из них: 86 057 грузин (95,27%), 3 009 греков (3,33%), и 526 «русских» — 0,58% населения уезда.
Озургетский уезд Кутаисской губернии, 1886 год.
  Большинство гурийцев занимались сельским хозяйством, что предопределило бедность и экономическую неразвитость региона. Но существовал еще один фактор, оказавший влияние на всю последующую историю Гурии. Ее жители очень высоко ценили грамотность и всячески поощряли людей, стремившихся к свету знаний. При такой установке общественного сознания, стоит ли удивляться, что в сравнении не только с «посконной» Московией, но и другими районами Грузии, Озургетский уезд отличался более высоким уровнем образования?
  Для империалистов всех мастей просвещение порабощенного народа несет в себе потенциальную угрозу. На уровне звериного инстинкта угнетатели чувствуют угрозу, поэтому вводят цензуру и всячески препятствуют свободному распространению информации в среде подчиненного населения. Прикрываясь словами о «миссии цивилизаторов», колонизаторы спешат отовсюду вытеснить культуру порабощенного народа.
  К досаде империалистов, пока в подневольном народе живет национальная память, подобная политика пробуксовывает. Грузия и Украина – классический образец тщетных попыток империалистической ассимиляции, столкнувшейся с исторической памятью свободолюбивых наций. Даже во мраке беспросветного советского тоталитаризма Грузия смогла отстоять родной язык в качестве государственного в 1978 году, а борцы за независимость Украины составляли большинство политических заключенных советских концлагерей. Эти явлення не исключение, а правило, обусловленное историей и национальным характером.

Ход восстания

  Народному возмущению в Гурии предшествовала административная реформа 1840 года, упразднившая последний институт автономии — Совет гурийских князей.
  В 1841 году, в регионе, где господствовало натуральное хозяйство, базировавшиеся на выращивании кукурузы и проса, царская администрация потребовала выращивать картофель и платить налоги имперскими рублями. На сообщения о денежных выплатах налогов, наслоились слухи о мобилизации гурийцев в царскую армию.
Гуриец, 1898 год.
  Усиление гнета возмутило не только гурийских крестьян, но и местное дворянство. Народный гнев, вспыхнувший 22 мая 1841 года в общине Ланчхути, нашел широкий отклик во всей Гурии.
  Под знаменами освободительного движения собрались более семи тысяч храбрецов. Воля к освобождению Родины объединила в едином порыве гурийскую знать и народ. Кобулетский бек Хасан Тавдгиридзе, подданный султана Османов, собирал армию, чтобы двинуться на помощь повстанцам. Готовность исповедовавшего ислам Хасан-бека прийти на помощь православным гурийцам – яркое свидетельство того, что, невзирая на религиозные отличия, грузины осознавали этническое единство.
  Полковник Брусилов попытался погасить пламя народного гнева, но быстро убедился в тщетности своих намерений. Отрезвление царского сатрапа наступило 9 августа того же года, после поражения карательной экспедиции в столкновении, неподалеку от села Гогорети, с отрядом грузинских повстанцев под командованием Абеса Болквадзе.
  После поражения царские каратели укрылись в центре Гурии – уездном городе Озургети, а восставшие гурийцы, развили успех, и захватили крепость Шекветили на побережье Черного моря. Восставшие дважды пытались освободить от захватчиков Озургети, но лучше вооруженные оккупанты сводили на нет атаки гурийцев.
  На помощь осажденному царскому сатрапу выдвинулся отряды имеретинской милиции и мингрельского мтавара Дадиани, довольно быстро разгромленные повстанцами.
  Однако, события разворачивались не в пользу восставшего народа. Повстанцы так и не дождались помощи от Хасан-бека. Неудачные попытки освободить Озургети, раскололи ряды повстанцев: вскоре отряд князя Давида Гугунавы, а за ним и многие дворяне, покинули лагерь борцов за Свободу.
Маковский К. Моисей Аргунитский-Долгоруков. 1870-е г.
  5 сентября к осажденным отрядам Брусилова прибыло подкрепление – полковник Моисей Аргутинский-Долгоруков привел 2,5 тысячи бойцов объединенных сил регулярной царской армии и грузинских коллаборационистов. Каратели разгромили повстанцев в тот же день. Согласно данным, опубликованным в 1901 году, в сражении погибли 32 карателя, еще 115 получили ранения. В бою за свободу сложили головы более 60 повстанцев.
  Царские отряды пленили всех лидеров восстания, но в следующем году их освободили, за исключением сосланного в Сибирь Амбако Шаликашвили.

«Пирали»

  После подавления народного восстания в Грузии еще долгое время существовали «пирали» — своеобразное соответствие кавказским абрекам и украинским опрышкам. Название «пирали» происходит от искажённого арабского «фирар» — «беглый». Первоначально так называли дезертиров из армии Османов.
  Подобно абрекам и опрышкам, пирали не обижали неимущих, выделяли часть добычи нуждающимся и защищали дружественные селения от бандитов. В обмен получали приют и необходимую помощь от местного населения.
Гуриец с охотничьим ружьем. Источник: Эсадзе Б. Летопись Грузии (Выпуск 1). Тип. Канцелярии Е. И. В. на Кавказе, 1913 г.
  В начале XX века в Гурии получил известность пирали Датико Шеварднадзе — дядя Первого секретаря ЦК комсомола Грузии, министра внутренних дел Грузинской ССР, министра иностранных дел СССР, Президента независимой Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
  Во времена независимой от Российской империи Гурийской республики 1902 – 1905 годов, ее защитники из отрядов «красных сотен» едва не отправили к праотцам пирали Датико, но учли народные пожелания, и оставили в живых дядюшку Эдуарда Шеварднадзе.
  Отвлекаясь от темы, заметим, что повадками Эдуард оказался схож с дядей. На посту министра внутренних дел Грузинской ССР этот ставленник Андропова обзавелся связями в грузинском уголовном мире, которые помогли ему зимой 1991 – 1992 годов свергнуть власть законно избранного Президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Припомним, что одним из организаторов и руководителей мятежа против Президента Гамсахурдиа был вор в законе Джаба Иоселиани, вошедший после захвата власти, вместе с Шеварднадзе, Китовани и Сигуа в Президиум Государственного совета Грузии.
  В отношениях племянника разбойника Шеварднадзе и вора в законе Джабы Иоселиани случилось еще несколько пикантных коллизий, но все они выходят за рамки нашего повествования.

Зов Свободы

  Восстание в Гурии – яркое свидетельство готовности грузин бороться с российской оккупацией, за человеческое достоинство и независимость Сакартвело. Стремление к воле гурийцев привело к созданию Гурийской республики в 1902 – 1905 годах, и восстанию против российско-большевистских оккупантов в 1924 году.
Гурия (обозначена на карте красным цветом). Штриховыми линиями отмечены оккупированные РФ территории Грузии.
  Историческая память грузинского народа запечатлела восстание в Гурии, как символ борьбы за свободу и справедливость, как этап в долгом и трудном пути к независимости Грузии. Не менее важный, чем революция роз 2003 года, или нынешняя борьба народа Сакартвело против пророссийских дискриминационных законов.



Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Немає коментарів:

Дописати коментар